Написать нам
Популярно
Лайк   0   201

Психологические основы детской ролевой игры

Ролевая игра — это, с одной стороны, самостоятельная деятельность ребёнка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой — это деятельность, общая со взрослыми — та же, какую осуществляют они. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребёнком действиях с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребёнка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть ни чем иным, как воспроизведением этой жизни.

Что мы знаем о роли, которую берёт на себя ребёнок в игре? В дошкольном возрасте главным является, прежде всего, отношение ребёнка к роли, которая содержит в себе определённые правила поведения, которые он и стремится выполнять, и подчиняется в процессе всей игровой деятельности.

Формировать желание детей играть в ролевые игры и управлять этими желаниями возможно через внесение тех сюжетов, которые обладают наибольшим воспитательным воздействием. Но сюжет — это не просто название игры (железная дорога, самолёт, магазин и др.). Игры на один и тот же сюжет могут иметь совершенно разное внутреннее содержание. Например, игра в «маму» может выделять её заботу о детях и муже, а может акцентировать внимание на конфликтах в отношениях с членами семьи и т.д.

При выборе сюжета для игры педагог должен стремиться стимулировать игры, которые дают возможность развивать содержание, позволяющее правильно воспитывать ребёнка, формировать его ценности и мировоззрение.

Так как роль и правило, заключённые в игре, являются центральными моментами игровой деятельности дошкольников (через них реализуется детская личность и развивается её сознание), то эта деятельность предполагает непосредственное руководство со стороны взрослых (родителей и педагогов).

В руководстве игрой педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы дети брали на себя различные роли. Например, ребёнка, привыкшего выполнять только главные роли, следует ориентировать и привлекать к более простым и малозначительным.

А может быть, всё-таки, игра — это «пережиток прошлого» и сегодняшним девочкам и мальчикам этот вид деятельности уже ни к чему? Можно сразу сесть за компьютер и освоить все премудрости современного бытия?

Да, технический прогресс шагнул далеко и продолжает двигаться семимильными шагами. Компьютер как величайшее достижение очень здорово помогает человеку в жизни. В современные игры можно играть с компьютером, мобильным телефоном или игровой приставкой. Но может ли он заменить ребёнку ролевую игру со сверстниками? Это тоже серьёзный вопрос, на который мы можем попытаться найти ответ, если попробуем совершить небольшой экскурс в историю развития цивилизации.

Всегда ли была игра и игрушка у маленького человека, жившего сотни и тысячи лет назад? Историки свидетельствуют о том, что не всегда. Её появление в человеческом обществе связано с изменением жизни самого общества и положения в нём ребёнка.

Ребёнок на самых ранних этапах развития цивилизации активно включался в производительный труд взрослых. Он мог успешно справляться с доступными ему формами труда: собирать плоды и коренья, палкой, расщеплённой из ствола бамбука, носить дрова, мыть посуду из скорлупы кокоса, рыхлить землю и др.

Дети мало играли. Мальчики обычно метали палки наподобие копий или стреляли из лука. Как только они начинали делать небольшие успехи, то спешили применить их в практической жизни. А девочки очень рано начинали заниматься хозяйством и становились помощницами своих матерей.

В процессе продолжающегося усложнения труда и его перераспределения происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Сложные формы трудовой деятельности становились для них недоступными и могли находить своё трансформированное отражение только в детской ролевой игре. Усложнение орудий труда и трудовых действий неизбежно приводило к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвигалось во времени, и детство удлинялось.

Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому, что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества. А сутью ролевой игры можно считать не только освоение действий взрослой жизни, а, в первую очередь, социальных отношений — отношений между субъектами трудовой деятельности (людьми).

В сюжетно-ролевых играх дети дошкольного возраста получают не только социальный опыт и возможность адаптироваться в общественных отношениях, но активно развиваются как психически, так и личностно. И, прежде всего, игра способствует развитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка.

Проблема мотивов и потребностей является центральной для любого человека. Потребности определяют всю его жизнедеятельность, а их формирование, в некотором смысле, опосредовано детским возрастом (начинается в дошкольном периоде) и, конечно, игровой деятельностью.

Одновременно в игре происходит осознание ребёнком того, что он всё-таки ещё ребёнок, и отсюда возникает ещё один очень важный мотив — стремление стать взрослым и реально осуществлять его функции. Кроме того, к концу дошкольного возраста у ребёнка должны возникать новые мотивы — желание поступить в школу и начать осуществлять серьёзную общественно значимую и оцениваемую деятельность.

К сожалению, сегодня формирование этих мотивов требует отдельного профессионального разговора педагогов и родителей, но, несомненно, причина низкой мотивации к школьной деятельности у современного дошкольника может быть связана и с проблемами ролевой игры.

Для маленького ребёнка, в силу его возрастных психических особенностей, характерен так называемый «познавательный эгоцентризм» (Ж. Пиаже). Это своеобразная невысокая стадия развития мыслительных функций, при которой ребёнок не может стать на позицию другого человека и признать существующие другие точки зрения на вещи и явления, т.е. в его мышлении господствует только его непосредственная позиция. В игре происходит как познавательная, так и эмоциональная «децентрация» ребёнка, чрезвычайно необходимая для его интеллектуального развития.

Ребёнок в игре, принимая на себя роль по сюжету, одновременно является как исполнителем этой роли, так и контролёром своего поведения. Эта ситуация позволяет формироваться произвольности поведения и другим функциям ребёнка, развитию его рефлексивного мышления.

Кроме всего прочего, игра способствует формированию адекватных взаимоотношений в детской группе и развитию коммуникативных способностей, самостоятельности и положительному отношению к человеческой деятельности и труду. Игра помогает порой разрешить и сложные вопросы психокоррекционного характера и тех личностных проблем, которые могут проявляться и закрепляться уже в дошкольном возрасте. И, конечно же, способствует развитию детского воображения, образного мышления, формированию творческого потенциала и креативных способностей.

Игра формирует ребёнка как личность. Принимая на себя роль, ребёнок сопереживает, проникается чувствами и ценностями реальных и вымышленных героев.

В. Шашок


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress