---Формирование основ культуры питания у детей-дошкольников
 RSS  Написать нам

20   0   2487

Разговор о правильном питании в дошкольном учреждении

Исследованиями зарубежных и отечественных учёных уже давно установлено, что здоровье человека лишь на 17—20% зависит от внешней среды, 8—10% от генетической предрасположенности и успехов здравоохранения, на 45—55% — от образа жизни.

Потому главнейшая задача дошкольного образования на современном этапе — «Охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование основ здорового образа жизни».

Культура питания — составляющая часть культуры поведения. Фундаментом её являются знания основ правильного питания, свойств продуктов и их воздействия на организм, правил подачи блюд и приёма пищи.

В соответствии с требованиями учебной программы в основе культуры питания у дошкольников вкладываются — представления о рациональном питании, пользе продуктов, сервировке стола, соблюдении правил приёма пищи и поведения за столом. При этом питание рассматривается не просто как важный источник здоровья, но и как аспект социального общения.

Поскольку культура питания является компонентом образовательной области «Ребёнок и общество», её основные задачи решаются в разнообразных видах нерегламентированной деятельности (игра, общение, познавательная практическая и трудовая деятельность).

В соответствии с выявленными проблемами, с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований учебном программы дошкольного образования, были выделены этапы образовательного процесса. Каждый имеет свои задачи.

Первый этап (вторая младшая группа).

Задачи:

  • развивать у детей умение соблюдать правила гигиены и культуры поведения за столом;
  • сознательно вырабатывать полезные привычки через специально подобранные формы разнообразных видов деятельности детей.

Второй этап (средняя группа).

Задачи:

  • создать благоприятные условия для формирования у детей умений и желания сервировать стол;
  • выполнять обязанности дежурного по столовой; формировать представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, пользе продуктов;
  • умения готовить несложные блюда через специально подобранные формы разнообразных видов деятельности.

Третий этап (старшая группа).

Задачи:

  • закреплять у детей полученные умения и навыки сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом, приёма пищи;
  • выполнения обязанностей дежурного по столовой;
  • формировать представления о значении рационального питания для здоровья человека;
  • необходимости уважительного отношения к труду повара;
  • умения выбирать полезные для здоровья продукты.

При подборе форм, методов и приёмов разнообразных видов деятельности учитываются возрастные особенности детей каждой группы, используются материалы передового педагогического опыта. Составлены перспективные планы работы по формированию основ культуры питания во второй младшей, средней и старшей группах (см. приложение).

Два раза в месяц в группе организуется деятельность детей в соответствии с тематикой дня, посвящённого культуре питания. Темы дня подбираются в соответствии с темой недели.

В своей практике мы используем дидактические, сенсорные, словесные, развивающие, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные, игры-драматизации и игры-забавы, сюжетно-ролевые и компьютерные игры.

Например, дидактические игры:

  • «Собери фрукт»;
  • «Угадай по вкусу»;
  • «Угадай по запаху»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Расскажи про овощи и фрукты»;
  • «Золушка».

Знакомят детей среднего и старшего возраста с процессом приготовления блюд, такие игры как:

  • «Поварята»;
  • «Готовим обед»;
  • «Меню для сказочных героев»;
  • «Сварим борщ»;
  • «Приготовим компот».

Помогают оценить пользу продуктов питания и их влияние на здоровье игры:

  • «Пищевой светофор»;
  • «Полезно—вредно».

Лото:

  • «Здоровое питание»;
  • «Витаминкин дом» и др.

Закрепляют знания детей настольно-печатные игры:

  • «Аскорбинка и её друзья»;
  • «Овощное лото»;
  • «Вкусная мазаика»;
  • «Приятного аппетита».

Помогают воспитанникам средней и старшей групп выразить словами основные правила питания словесные игры:

  • «Добрый совет»;
  • «Культурно—не культурно»;
  • «Каша наша хороша»;
  • «Продолжи ряд слов» и др.

Развивают мыслительные операции и раскрывают смысл основных понятий культуры питания развивающие игры:

  • «Аналогии»;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Лишнее слово»;
  • «Поезд времени»;
  • «Хорошо—плохо».

Для того, чтобы углубить знания и представления детей дошкольного возраста о продуктах питания, их влиянии на организм человека, культуре поведения за столом, для развития познавательной активности, используем компьютерные игры:

  • «Правила поведения за столом»;
  • «Кушайте на здоровье»;
  • «Загадки на грядке» и др.

Приоритетными методами в общении педагога и детей являются: приучение, разъяснение, поощрение, решение проблемных ситуаций и речевых логических задач, моделирование ситуаций общения.

В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети закрепляют этику и эстетику питания, учатся составлять свой несложный дневной рацион.

Моделирование ситуаций общения возникают тогда, когда создаются условия, в которых ребёнок стоит перед выбором, скажем: использовать за столом вилку и нож или одну вилку, брать то или иное блюдо с помощью приборов или руками, поднять салфетку, если она упала на пол и т.п. Такие ситуации наиболее эффективно отрабатываются в ходе принятия пищи.

В общении с детьми широко используются воспитательные ситуации, разъяснение, поощрение, сказочные герои. Так, перед едой детей младшей группы приветствует цветок Аппетитик. Он занимает достойное место за тем столом, где ели культурно и с аппетитом.

В средней группе к ребятам приходит королева Ложка и принцесса Вилка, с их помощью ребята изучают правила пользования столовыми приборами.

Познавательная практическая деятельность развивает у детей инициативу, творчество, создаёт условия для успешного применения сенсорных эталонов в разных видах деятельности.

Опыты с водой, сахаром, картофелем, мукой, растительным маслом помогли ребятам усвоить качества основных продуктов. Подобрана картотека опытов с водой, яйцом, лимоном.

Ежегодно мы с ребятами садим «огород» на подоконнике. Дети не только высаживают лук и поливают его, но в последующем готовят из него замечательный витаминный салат.

Широкий спектр влияния на формирование основ культуры питания детей-дошкольников имеют совместные с родителями детские исследовательские проекты. Они помогают изучить пользе тех или иных продуктов питания, историю их появления и приготовления. Дети не только закрепляют свои знания, но и получают возможность распространить их среди сверстников.

Так, дети старшей группы стали активными участниками исследовательского проекта «Откуда хлеб пришёл», пополнили своими наработками мини-музей хлеба.

У детей любого возраста вызывают живой интерес экскурсии на кухню и в магазин.

Прекрасно активизирует формирование основ культуры питания детей дошкольного возраста художественная деятельность. Чтение и последующее обсуждение тематической художественной литературы раскрывают важность соблюдения этикета за столом, правил употребления пищи и её выбора. Маленькие стишки, выученные перед завтраком, обедом, полдником или ужином, вызывают яркую эмоциональную реакцию детей и прекрасный аппетит.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация в условиях моделирования художественного образа помогают поддержать субъектную позицию ребёнка к культуре питания. Формирование основ культуры питания предполагает знакомство детей дошкольного возраста с традициями и обычаями народной кухни. С этой целью используем видеоклипы, народные праздники и развлечения.

Трудовая деятельность так же в полной мере присутствует в формировании основ культуры детей дошкольного возраста.

По своему содержанию труд детей можно разделить на четыре вида:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе, ручной труд.

Выполняя обязанности дежурного по столовой, дети учатся сервировать и убирать стол, выставлять меню в уголке питания.

В коллективной трудовой деятельности дети приобретают умения готовить простейшие блюда: овощные и фруктовые салаты, фруктовые шашлыки, бутерброды. В нашей группе стало традицией приглашать мам на чаепитие ко Дню матери, к которому готовим чай и торты из пряников.

Труд в природе знакомит с правилами посадки семян растений и ухода за ними.

Для успешного формирования основ культуры питания детей дошкольного возраста требуется соблюдение принципа комплексного и интегративного подхода, когда формирование осуществляется через различные виды деятельности детей в системе образовательного процесса, предполагается использование различных видов и форм работы, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов.

Приложение

Перспективные планы работы по формированию основ культуры питания в дошкольном учреждении

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Тема недели/
дня
ОбщениеДеятельность
Игровая Познавательная
практическая
Художественная Трудовая
СЕНТЯБРЬ
Сад. Фрукты/
«Фрукты — полезные продукты»
Рассматривание натуральных фруктов, беседа об их пользе для здоровьяИгровое упражнение «Мы правильно моем руки».
Пальчиковая гимнастика «Варим мы компот».
Дидактическая игра «Собери фрукт».
Пальчиковая игра «Фрукты в корзине»
Сенсорная игра «Чудесный мешочек».
Игра с водой «Моем фрукты»
Чтение «Яблоко» В. Сутеева.
Игра-драматизация «Весёлые фрукты»
Ручной труд: украсим коробочку
для карандашей косточками от слив и вишен
ОКТЯБРЬ
«Что растёт на грядке?»Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
Беседа «Какие овощи можно есть сырыми, а какие — нет».
Рассказ воспитателя «Витамины в овощах»
Дидактическая игра «Вершки-корешки»,
Хороводная игра «Огуречик».
Пальчиковая гимнастика «Что растёт у нас на грядке?».
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Сенсорная игра «Чудесный мешочек».
Рассматривание и сравнение натуральных овощей
Развлечение «В гостях у доктора Витаминкина».
Настольный театр. Сказка «Пых»
Коллективный труд «Поможем убрать овощи на огороде»
НОЯБРЬ
Труд продавца. Продукты питания/
Молочные продукты
Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя в молочном отделе магазина «Бурёнушка»Дидактическая игра «Купим маме продукты для ужина в магазине».
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».
Лото «Всё из молока»
Презентация «Послушная ложка».
Эксперимент «Как из молока можно получить кефир?»
Сравним воду и молоко
Развлечение «Праздник молока».
Чтение: «Молочный магазин» В. Лаврина, «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котище Мурке» Д. Мамина-Сибиряка
Хозяйственно-бытовой труд: наведём порядок в игровом уголке
«Магазин продуктов»
ДЕКАБРЬ
Новый год/
Уроки этикета «К нам пришли гости»
Разъяснительная беседа «Поведение за столом».
Разыгрывание ситуации «Кукла Таня у нас в гостях».
Словесная игра «Кто умеет чисто мыться?»
Дидактическая игра «Подбери посуду для куклы».
Игровые упражнения: «Самые аккуратные», «Самые вежливые» (формировать умение есть аккуратно, благодарить после еды)
Презентации: «Чайная ложка», «Столовая ложка», «Вилка» (что чем едим и когда подаём на стол).
Эксперимент «Можно ли вилкой и чайной ложкой есть суп?»
Чтение: «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.
Мнемокартинки «Правила поведения за столом»
Хозяйственно-бытовой труд: протрём свои стульчики
ЯНВАРЬ
Зима. Зимние развечения/
«Ну, простуда, берегись!»
Беседа «Давайте не болеть».
Разучивание девиза дня:
«Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся.
Ешь побольше витаминов,
И с болезнями не знайся!»
Беседа-сказка «Витаминки»
Дидактические игры: «Какой во мне витамин?», «Что защищает нас от болезней?», «Витаминные домики».
Игра-забава «Накорми зайчика».
Пальчиковая гимнастика «Витамины узнаём, витамины мы жуём»
Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой».
Изготовление плаката «Что нужно кушать, чтобы не заболеть»
Чтение: «Вредные советы» Г. Остера.
Прослушивание пьесы «Кукла заболела» П. Чайковского
Ручной труд:
изготовление «медицинских карт» для игры «Поликлиника».
Приготовление витаминного шашлыка (кусочки фруктов на шпажках)
ФЕВРАЛЬ
Труд повара/
«Мы обедаем»
Считалка:
«На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Всё съедаю я до дна».
Воспитательная ситуация «Какие бывают привычки»
(о хороших и плохих привычках за столом)
Дидактические игры: «Сварим борщ»,
«Незнайка обедает», «Что из чего?».
Сюжетно-ролевые игры: «Правильно—не правильно», «Пригласили куклу Машу на обед»
Упражнение «Мы правильно моем руки».
Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой».
Рассматривание «Из чего сегодня суп?».
Знакомство с королевой Ложкой и принцессой Вилкой
Чтение «Обедать» Е. Благининой.
Загадывание загадок из цикла «Кухня».
Чтение и обсуждение стихотворения «Кто скорее допьёт?» С. Капутикяна.
Рассматривание картины «За обедом» З.Серебрякова
Ручной труд:
изготовление булочек и печенья из солёного теста для кукольного уголка
МАРТ
Весна. День 8 Марта/
«Мы ужинаем»
Беседа «За столом».
Игровая ситуация «Медвежонок ужинает».
Воспитательная ситуация «Кто правильно сел за стол?»
Игра-тренинг «Делай, как я» (учимся есть блины вилкой).
Дидактическая игра «Чего нельзя делать во время еды?».
Компьютерная игра «Поварёнок»
Презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом».
Эксперимент «На каком стуле лучше сидеть? (стул должен подбираться соответственно росту)
Чтение «Вечером» А. Прокофьева.
Рассматривание картины «Ужин трактористов» А. Пластова
Хозяйственно-бытовой труд:
учимся складывать салфетки для салфетниц, протрём игрушечную мебель
АПРЕЛЬ
Труд врача/
«Этикет еды»
Игровая ситуация «Покажем королеве Ложке и принцессе Вилке, как мы умеем аккуратно кушать».
Проблемная ситуация «К кому сегодня во время обеда придёт цветок Аппетитик?»
Дидактическая игра «К нам гости пришли».
Логоритмика «Мы накроем стол».
Коммуникативная игра «Скажем спасибо после еды»
Сравнение: чем похожи и чем отличаются королева Ложка и принцесса Вилка?
Какие бывают салфетки?
(выяснить назначение бумажных салфеток и салфеток из ткани)
Чтение: «Приятного аппетита», «Умей есть не спеша и аккуратно», «Не балуйся за столом» В. Берестова.
Королева и принцесса дарят подарки самым культурным детям
Ручной труд: в подарок маме «Тарелочка».
Хозяйственно-бытовой труд:
разложим салфетки в салфетницы
МАЙ
Потешки и сказки/
«Сказочный
справочник здоровья»
Беседа «Вредная и полезная пища».
Заучивание потешки при умывании:
«Чистая водичка умоет Саше личико,
Анечке — ладошки, а пальчики — Антошке»
Словесная игра «Назови свою любимую еду».
Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол для Буратино».
Дидактическая игра «Узнай, из какой сказки продукт»
Рассматиривание книг с иллюстрациями к сказкам, найти в них продукты питания (яйцо, репка, пироги, яблоко, хлеб и т.д.).
Презентация «Культура питания»
Лепка «Я пеку, пеку, пеку…» (пирожки из солёного теста для кукол).
Чтение:
«Сказка о правильном питании» Н. Олейника, «Маша и фруктовый сад» Н. Чуприной
Ручной труд:
коллективное
изготовление книжки-малышки
«Сказочный справочник здоровья»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ
Огород. Овощи/
«Кладовая здоровья на огороде»
Беседа «Вкусные подарки осени».
Речевое упражнение «Таня сеяла горох».
Рассматривание плаката «Овощи и витамины»
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в варёном?».
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Подвижная игра-хоровод «Кабачок»
Игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек».
Опыт «Овощная краска».
Просмотр аудио-энциклопедической презентации «Откуда овощи?».
Экскурсия на огород
Разучивание стихотворения «Весёлый огород» Н. Кончаловской.
Мини-инсценировка
«Представление овощей»
Приготовление овощного салата «Витаминка».

Участие детей в совместной с родителями деятельности по изготовлению поделок из овощей «Осенняя ярмарка»

ОКТЯБРЬ
Деревья. Лес. Грибы/
«Царство грибов»
Упражнение «Что будет с грибами, если…».
Мини-этюд с элементами психогимнастики «Мы — грибочки».
Беседа «Способы обработки грибов»
Дидактическая игра «Съедобные — несъедобные грибы».
Игра с мячом «Съедобные—несъедобные грибы».
Пальчиковая гимнастика «За грибами в лес пойдём»
Опыт с губкой и водой (пористое вещество гриба похоже на губку, которая быстро впитывает влагу и вредные вещества).
Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
Игра-драматизация «Под грибом» по сказке В. Сутеева.
Изготовление кулинарной книги «Блюда из грибов»
Ручной труд: изготовление грибов из пластилина и каштанов.
Изготовление схемы-модели для приготовления грибного супа
НОЯБРЬ
Посуда. Труд повара/«Культура питания»Разучивание пословиц: «Человек голодный ни на что не годный»,
«Сыт — весел, а голоден — нос повесил», «Без обеда не красна беседа».
Размышления о смысле пословиц
Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «От какой пищи ты будешь здоров?», «Можно—нельзя» (где можно кушать, а в где — нет).
Сюжетно-ролевая игра «Мы — повара»
Опыт «Чистые руки» (показать, какая бывает вода после мытья рук).

Экскурсия на кухню.
Компьютерная игра «Культура питания»

Чтение: «Сказка про Сухомятку» С. Курегова, «Обжора» М. Яснова.
Разгадывание загадок по теме «Продукты питания»
Хозяйственно-бытовой труд: учить выполнять обязанности дежурного по столовой
ДЕКАБРЬ
Семья/
«Сервировка стола»
Упражнение «Определи действие» (действия, совершаемые при помощи вилки, ложки, ножа)Дидактические игры: «Накрой на стол», «Сравни и выбери» (чайная, десертная и столовая ложки).
Игра-диалог «Дежурный».
Пальчиковая гимнастика «Угощение для семьи».
Сюжетно-ролевая игра «День рождения мамы»
Какие салфетки нужно выбрать для сервировки стола? (виды салфеток).
Упражнение «Посуда поёт».
Составление схемы сервировки стола
Игра-драматизация «Федорино горе».
Чтение: «Как посуда чуть не перессорилась» Е. Алябьевой
Хозяйственно-бытовой труд: учить сервировать стол к завтраку, обеду и ужину, праздничный стол
ЯНВАРЬ
Зима, зимние развлечения/«Чтоб с болезнями не знаться, нужно правильно питаться»Чтение «Робин Бобин Баробек».
Вопросы к детям:
— Отчего у Робина разболелся живот?
— Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым?
— Сколько раз в день надо питаться?
— Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
Дидактическая игра «Полезные продукты».
Игра «Чтобы не болеть, нужно…».
Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».
Компьютерная игра «Кушай на здоровье»
Что произойдёт, если есть лук и чеснок без хлеба (без хлеба есть лук и чеснок не очень приятно и вредно).
Опыт с воздушными шариками (шарик — это желудок). Выяснить, какая пища лучше: жидкая или сухая
Рисование «Корзина витаминов»
(продукты, которые помогают не заболеть).
Чтение «Про девочку, которая плохо кушала» С. Михалкова
Хозяйственно-бытовой труд: «Здоровье» чистим чеснок для бутерброда (хлеб с маслом и чесноком).
Труд в природе: посадим огород на подоконнике (лук и чеснок)
ФЕВРАЛЬ
Мебель/
«Правила поведения за столом»
Решение речевых логических задач:
«Зачем нужны правила поведения за столом?»,
«Можно ли брать своей ложкой из общего блюда?», «Можно ли пользоваться салфеткой вместо носового платка?».
Пантомима «Карлсон обедает»
Дидактическая игра «Маша сервирует стол для трёх медведей».
Словесная игра «Культурно — не культурно».
Компьютерная игра «Правила поведения
за столом».
Игровой тренинг «Я сижу правильно!»
Опыты: «Что и чем удобно есть?», «Как быстро взбить яйцо?».
Рассматривание иллюстраций из книг «Принимаем гостей»
Пантомима по стихотворению «Повар готовил обед…» Г. Витеза
Рассматривание репродукции картины «Неприбранный стол» И. Грабаря
Коллективный труд: оформление схемы-памятки «Будь аккуратным!».
Ручной труд «Медальки для самых аккуратных за столом»
МАРТ
Кто работает в детском саду/
«Каша — здоровье наше»
Динамическая пауза «Скажи правильно» (назвать кашу по названию крупы).
Игра «Каша наша хороша».
Рассказ воспитателя о пользе каши, которая сегодня была на завтрак
Дидактические игры «Азбука правильного питания», «Выбери продукты для каши».
Сюжетно-ролевая игра «Мой завтрак».
Компьютерная игра «Варись, кашка!».
Пальчиковая гимнастика «А мы просо сеяли»
Рассматривание коллекции круп.
Как сделать кашу вкусной?
Игра «У каждого колоса своё зерно».
Как из зерна получить муку? (На кофемолке)
Чтение: «Каша из топора», «Горшочек каши».
Пословицы и поговорки о пользе каши.
Развлечение «Праздник каши».
Фантазирование «Как сделать кашу вкусной?»
Хозяйственно-бытовой труд: переберём крупу для каши (игра «Золушка»).
Ручной труд: украсим коробочки для разной крупы
АПРЕЛЬ
Свойства и качества материалов/
«Как утолить жажду?»
Проблемная ситуация «В кране исчезла вода… Как утолить жажду?».
Беседа «Какую воду можно пить?».
Моделирование ситуации «Какая опасность подстерегает нас, если мы не будем мыть руки с мылом?»
Дидактическая игра «Полезные и вредные напитки».
Пальчиковая гимнастика «Ручеёк».
Игра «Соковыжималка».
Пальчиковая гимнастика «Варим компот»
Опыт с газировкой» (в стакан наливаем газированный напиток «Кока-Кола», опускаем конфету «Ментос». В результате образуется большое количество газа, пена обычно выходит из стакана).
Эксперимент «Готовим сок из апельсина»
Игра-драматизация «Мойдодыр» по сказке К. Чуковского.
Чтение:
«Компот» К. Калины, «Где живет вода?» Я. Акимы.
Рисование «Такой полезный сок»
Хозяйственно-бытовой труд: помоем игрушечную чайную посуду.
Приготовим совместно с воспитателем чай
МАЙ
Воздух/
«Вкусные истории» (польза продуктов питания)
Разучивание пословиц о хлебе «Хлеб – всему голова!», «Калач приестся, а хлеб никогда», «Худой обед, если хлеба нет!», беседа по их содержанию.
Игра «Да—нет»
Дидактическая игра «Угощение».
Игры: «Помоги продавцу подписать названия продуктов», «Полезно —не полезно», «Здоровый малыш».
Сюжетно-ролевая игра «Составь полезное меню»
Опыт «Из какой муки пекут булочки, а из какой — хлеб».
Игры: «Узнай по запаху», «Определи по вкусу».
Компьютерная игра «Кушайте на здоровье!»
Развлечение «Самые полезные продукты».
«Вечер Вкусных загадок».
Сказочный справочник здоровья
Приготовление «Фруктовые шпажки».
Коллективная работа «Полезная еда» (коллаж)

СТАРШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ
Фрукты
и овощи/
«Витаминная еда»
Решение проблемного вопроса «Как лучше сохранить овощи и фрукты?».
Психогимнастика «Принц Лимон сердится».
Тренинг «Учимся кушать фрукты из компота»
Дидактическая игра «Сварим суп из овощей».
Пальчиковая гимнастика «Компот».
Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе — Витаминка», компьютерная игра «Фрукты — вкусные продукты!».
Игра «Полезно — не полезно»
Презентация исследовательского проекта «Полезные продукты».
Опыты: «Фруктовый сок», «Крахмал для киселя».
Зарисовка схемы приготовления фруктового салата
Реклама овощного и фруктового салатов (подгруппы).
Инсценировка стихотворения «Спор овощей» Н. Семёновой.
Викторина «Домики для витаминов»
Хозяйственно-бытовой труд: правильно помоем овощи и фрукты.
Приготовление овощных и фруктовых салатов (подгруппы)
ОКТЯБРЬ
Труд крестьян/
«Хлеб — всему голова»
Беседа «Почему нужно бережно относиться к хлебу?».
Тренинг «Учимся правильно кушать хлеб».
Пословицы и поговорки о хлебе
Дидактические игры: «Какой бывает хлеб?», «Что из чего?».
Сюжетно-ролевая игра «Поезд времени» (зерно)
Презентация исследовательского проекта «Откуда хлеб пришёл?».
Опыт «Разная мука» (размалывание разных зёрен в кофемолке)
Знакомство с картиной «Рожь» И. Шишкина.
Музыкальное развлечение «Праздник хлеба».
Лепка из солёного теста
Посев семян овса.
Коллективный труд: выпечка овсяного печенья
НОЯБРЬ
Пища. Труд повара/
«Полезные продукты»
Рассматривание плаката «Правила здорового питания».
Моделирование ситуации «Выбираем меню для детской столовой».
Решение речевой логической задачи «Хорошо ли питаться одними овощами и фруктами?»
Дидактические игры: «Гастроном», «Найди полезные продукты».
Компьютерная игра «Поварёнок».
Сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Хорошо-плохо» (конфеты, мороженое).
Игра «Ассоциации» (горький, сладкий, кислый, солёный)
Экскурсия на пищеблок «Как готовят вкусный суп».
Опыты: «Подводная лодка»
(минералка и виноград),
«Плавающее яйцо»
(яйцо в солёной воде)
Оформление плакатов: «Полезные продукты», «Вредные продукты» (по подгруппам).
Составление загадок о продуктах питания
Коллективный труд: посадка лука.
Ручной труд: муляжи конфет для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
ДЕКАБРЬ
Новый год/
«Праздничный стол»
Решение проблемного вопроса «Можно ли воспользоваться салфеткой вместо носового платка?».
Мини-этюды: «Ждём гостей», «Идём в гости».
Тренинг «Правила поведения за столом»
Дидактические игры: «Помоги Незнайке накрыть стол», «Что для чего?», «Найди ошибку в сервировке стола».
Игра «Ложкой, вилкой и ножом» (что чем едят).
Сюжетно-ролевая игра «Новый год для кукол» (сервировка праздничного стола)
Создание коллекции новогодних салфеток.
Опыты: «Что и чем удобно есть?», «Какой апельсин плавает, а какой тонет?» (с кожурой, без кожуры)
Конструирование: плетение салфеток из полосок для кукольного стола.
Украшения из апельсиновых корочек
Трудовой тренинг «Приёмы сложения салфеток».
Учимся сервировать стол к завтраку, обеду, ужину, и праздничному столу
ЯНВАРЬ
Национальная кухня»Рассказ воспитателя «Традиции национальной кухни».
Решение проблемного вопроса «Чем угостить друга из другой страны?»
Дидактические игры «Накроем стол», «Съедобное — не съедобное».
«Кулинарный поединок».
Просмотр и обсуждение презентации «Наша национальная кухня».
Опыт «Когда темнеет картофель?».
Эксперимент «Закваска для киселя»
Составление книжки-малышки
«Колядный стол».
Рисование «Рождественская фантазия».
Изготовление рождественской звезды.
Ручной труд: украшение салфеток национальным орнаментом.
Хозяйственно-бытовой труд:
упражнения в сервировке праздничного стола
ФЕВРАЛЬ
Домашние животные/
«Пейте, дети, молоко!»
Мини-этюд «Убежало молоко» по стихотворению М. Бородицкой.
Пантомима «Доим корову».
Рассматривание картинок по теме «Молочные продукты»
Дидактическая игра «Найди лишний продукт».
Сюжетно-ролевые игры: «Бином фантазии» (молочные реки), «Молочный завод».
Игра «Закончи предложение о молоке»
Наблюдение за получением продуктов на кухне, правилами их хранения.
Эксперимент «Творог из кефира» (путём замораживания и нагревания)
Рисование «Коровушка».
Музыкальный момент «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…».
Досуг «Весёлый молочный день»
Хозяйственно-бытовой труд: учимся убирать со стола.
Ручной труд: стаканчик для молока из бумаги
МАРТ
День 8 Марта/
«Чаепитие друзей»
Беседа «Чем порадовать маму?».
Рассказ воспитателя о традиции чаепития в разных странах.
Мини-этюд «В гостях у бабушки».
Моделирование ситуации общения «Беседа за чашечкой чая»
Игры: «Подбери посуду для чаепития», «Родственники слова чай», «Травяной чай».
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие у кукол»
Презентация «Откуда к нам чай пришёл».
Рассматривание «Чем отличаются чёрный чай от зелёного?».
Эксперимент «Такой разный чай!»
Рекламная презентация «Любимый чай нашей семьи» (подготовленная вместе с мамой).
Совместное с мамами развлечение «Чаепитие друзей»
Сервировка стола к совместному с мамами чаепитию.
Коллективный труд: изготовление тортов к чаепитию из пряников, бананов и сметаны.
Ручной труд: изготовление пакетиков для фруктового чая
АПРЕЛЬ
Космос. Земной шар/
«Вода и еда»
Решение речевой логической задачи «Какую воду можно пить?».
Решение проблемной ситуации «Мы хотим покушать, но негде помыть руки»
Дидактические игры: «От какой пищи ты будешь здоров?»,
«Можно—нельзя».
Игра «Где живёт вода?».
Игра-развлечение «Разноцветная вода».
Игры с водой: «Кораблики», «Поймай рыбку»
Опыты: «Выявление красителей у напитков», «Фильтруем воду».
Презентация о воде.
Наблюдение «Сколько воды я выпиваю за день?»
Чтение: «Сказка про Сухомятку» С. Курегова.
Инсценировка стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала» С. Михалкова
Хозяйственно-бытовой труд: помоем посуду для кукол.
Нальём и профильтруем воду для рыбок в аквариуме
МАЙ
Насекомые/
«Полезный мёд»
Решение речевой логической задачи: «Чем можно заменить сахар?».
Беседа «Откуда мёд берётся?»
Дидактическая игра «Весёлые соты».
Сюжетно-ролевая игра «Хорошо—плохо» (мёд).
Игра «Как пчёлы собирают мёд?»
Эксперименты: «Что слаще: мёд или сахар?», «Как растворить мёд?».
Наблюдение за пчёлами на прогулке
Чтение и обсуждение отрывка из сказки «Винни-пух и все-все-все» А. МилнаРучной труд «Пчёлки из пластиковых бутылок»

И. Артюх,
воспитатель дошкольного образования высшей категории


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector