Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort Ankara escort
2   0   546

Развитие познавательных процессов у дошкольников через сюжетно-ролевые игры

Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, а это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Прекрасным средством помочь маленькому человеку решить его «большие проблемы», найти ответы на самые сложные вопросы, научиться воспринимать и понимать этот огромный мир является игра. В ней формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.  В процессе игры ребёнок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Детям с признаками внутреннего психоэмоционального напряжения (несобранность, излишняя активность, агрессивность) можно помочь, познакомив с методами саморегуляции. В сюжетно-ролевую игру «Солдаты» ввести роль часового: «Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто и чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

Для девочек в сюжетно-ролевой игре «Семья» можно предложить эпизод «Переезд», где дети самостоятельно передвигают мебель, меняют местами книги, посуду, игрушки: «Сделайте так, чтобы комнату было не узнать». Такие игровые упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, выбросу негативных эмоций.

Бывает и так, что у ребёнка со слабой нервной системой укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Таким детям необходимо предоставлять возможность играть рядом с другими, наблюдать за ними и очень осторожно и постепенно вводить их в игру. Привыкнув к парной игре, они легче входят в играющий коллектив.

В дошкольном возрасте у детей часто встречаются серьёзные нарушения речи. Это заикание, нарушение темпа и мелодики речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Психологами установлено, что заикание чаще всего возникает в семьях, где к детям предъявляют слишком высокие требования. В этом случае очень полезно использовать игры с наручными куклами бибабо в сюжетно-ролевой игре «Гости» — этюд «Комплимент». Придя в гости, нужно сказать несколько добрых слов хозяевам, за что-то их похвалить. Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков.

Для речевого развития детей полезны сюжетно-ролевые игры с вербализацией действий, например: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и др.

В игре «Магазин» взрослый или ребёнок с более высоким уровнем речевого развития рассказывает о своём товаре: «К нам в магазин привезли марокканские и испанские апельсины. Марокканские апельсины — сладкие, круглые, оранжевого цвета, но чистятся плохо. А испанские немного кислые, но крупные, жёлтые, с толстой кожурой, легко чистятся. Вам какие апельсины?» Ребёнок должен повторить описание.

В сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» косметолог, прикасаясь рукой к лицу ребёнка, говорит: «Сейчас я нарисую глаза. Какую форму рисовать? Такую форму, больше, меньше или оставим так как есть?» При этом обводит контур глаз: «Какого цвета будут веки?» Затем в аналогичном порядке «рисуются» брови, щёки, губы. Такие игровые этюды способствуют преодолению ситуативности речи, развитию умения связно и логично строить высказывания, овладению элементами объяснительной речи.

В упражнении «Смотри, запомни, назови» детям в течение 30 секунд показывают большую картину или карту, затем её убирают и задают вопросы. Например: «Сколько деревьев изображено? Что было изображено рядом с домом?» и т.д.

В любимую игру девочек «Магазин» можно включить упражнение на развитие смысловой и механической памяти «Запоминалка». Взрослый говорит: «Купи жёлтый лимон, круглое яблоко, горький перец, белый хлеб…» и так до 10 наименований. Ребёнок, покупая товар, должен повторить все слова и правильно сделать покупки. С целью развития у детей скорости мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения) в сюжетно-ролевые игры необходимо включать следующие упражнения: «Рассели животных по месту обитания», «Каждому животному своя клетка» (сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»), «Расставь товары на полке по форме, по назначению» (сюжетно-ролевая игра «Магазин»), «Построй дом по схеме» (сюжетно-ролевая игра «Строители») и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» можно предложить детям решить «хитрые задачи».

Например, мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей на столе?»

С целью развития словесно-логического мышления интересны упражнения «Подбери слово», которое можно включать в любую сюжетно-ролевую игру. Педагог-психолог называет определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания. Например: вкусный (пирог, торт, компот, помидор и т.д.); храбрый (воин, мальчик, охотник и т.д.).

В сюжетно-ролевой игре «Почта» упражнение «Разнеси письма» ребёнок получает задание: отнести письмо. Адрес написан на карточке, на которой в восьми клеточках расположены попарно различные геометрические фигуры в определённой закономерности. Девятая клеточка пустая. Нужно определить, что должно быть нарисовано в девятой клеточке.

Из разнообразных способов психологической коррекции самым актуальным является игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, дающий возможность помочь детям, имеющим проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов.

Сюжетно-ролевая игра является источником гармонизации эмоционального состояния, развития произвольности, волевых качеств, творческих способностей и осознания ребёнком своих действий и своего личного «Я».

Психолого-педагогические воздействия средствами игры будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности ребёнка и учитывают зону его ближайшего развития.

 

Литература:

1.Заморев, С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. — СПб., 2002.

2.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров. — М., 1986.

3.Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — СПб., 2001.

4.Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль, 1997.

5.Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободник. — М., 2000.

6.Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. — Ярославль, 1997.

7.Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. — М., 2001.

Т. Зинова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress