Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort Ankara escort
1   0   726

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит овладеть.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь накопить представление о цвете, форме, величине предметов. Задача воспитания детей раннего возраста — подвести их к усвоению общепринятых сенсорных эталонов, величин, форм, цветовых тонов, пространственных и временных отношений.

Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности.

От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.

IMG_1055Учёные всего мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы — тайну возникновения и развития человеческих способностей. И результаты их исследований удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15—20%. Это значит, что человеческий мозг несёт в себе огромный запас природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а высшая полнота проявления человеческого ума.

Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Но на практике мы чаще всего видим другое: многие дети с нежеланием идут в детский сад, школу, им трудно учиться. Почему один ребёнок с трудом заканчивает необходимый минимум среднего образования, а другой поступает в университет в 13—14 лет?

Результаты исследований показывают, что успешно овладевают знаниями те дети, которые ещё до школы обладали высоким уровнем развития; развиваются же только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

К сожалению, многие родители, уделяя в первые годы жизни малыша основное внимание уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребёнок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету и размеру, зашнуровывать ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придёт время — всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе, не будем отнимать у малыша детство!

Но ведь главное в раннем развитии ребёнка — не упустить время! По исследованиям психологов, ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30—40%. Поэтому проблема воспитателей всех дошкольных учреждений заключается в выстраивании своей работы с малышом таким образом, чтобы максимально использовать возможности его возраста.

Работу по сенсорному воспитанию с вновь поступившим ребёнком я начинаю с изучения его знаний, умений. Коллективные занятия построены на принципе последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий от элементарных (на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету) до учёта этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. Следовательно, недавно поступившему малышу должен быть понятен дидактический материал, манипулирование им, выполнение заданий на начальном этапе хотя бы с помощью взрослого. В процессе индивидуальных занятий с малышом или подгруппой наблюдаю, как ребёнок осваивает те или иные навыки, какими темпами.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр-занятий для детей второго года жизни, которые мы используем в работе и рекомендуем в консультациях для родителей, а также образцы игр-занятий по формированию восприятия сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Дети этого возраста начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины и формы. Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине и форме. Только многократное зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнить задание правильно.

Нанизывание на стержень больших и маленьких колец.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать её при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Дидактический материал: детские игрушки —  пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Взрослый показывает пирамидку, затем начинает разбирать её, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и ещё маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, ещё большое кольцо, ещё и ещё (размещает их справа от маленьких колец). Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предлагает ребёнку сделать то же самое. Сверху нанизывают маленькие кольца.

Продолжительность занятия — 5—8 мин. Для закрепления умений ребёнку предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.

Нанизывание колец на конус.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: см. предыдущее занятие.

Дидактический материал: пирамидка на конической основе из одноцветных колец (5 шт.), убывающих по величине.

Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки в строгой последовательности снятия. Затем в обратном порядке нанизывайте вместе с ребёнком на конус.

Продолжительность занятия — 5 — 8 мин. Пирамидки используются в играх в свободное время.

Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: продолжать учить снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно-осязательный опыт малыша.

Дидактический материал: одноцветные конические пирамидки из пяти колец.

Взрослый показывает малышу одну из пирамидок, предлагает снять с нее кольца. Взрослый заостряет внимание ребёнка на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает и поясняет, что оно маленькое (кладёт его справа от основания пирамидки). Снимает следующее и поясняет, что оно побольше (кладёт справа от первого). Таким образом, все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это ещё меньше, а вот самое маленькое».

Продолжительность — 5—7 мин, игру проводят 2—3 раза.

Детям старше 1 года 6 месяцев дают более сложные задания: выбирать кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; собирать пирамидки из перемешанных разноцветных колец.

Складывание матрёшки с одним вкладышем.

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: развивать координацию движений мелкой моторики рук, обогащать сенсорный опыт.

Дидактический материал: большая и маленькая матрёшки.

Взрослый, показывая большую матрёшку, встряхивает ее. Внутри что-то гремит. Снимает верхнюю часть и показывает вторую матрёшку. Закрыв большую матрёшку, ставит игрушки рядом. Обращает внимание ребёнка на их величину, используя слова «маленькая», «большая». Затем взрослый открывает большую матрёшку, прячет в неё маленькую. Ребёнок разбирает и собирает матрёшку.

Продолжительность занятия — 5—8 мин.

Группирование предметов по форме.

Возраст: от 1 года 4 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой», «не такой», продолжать учить простейшим действиям с предметами.

Дидактический материал: пирамидки разной формы.

Взрослый показывает пирамидку с кольцами, объясняет, что в ней все кольца вот такие — круглые. Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд справа от стержня. Затем предлагает ребёнку собрать круглую пирамидку. Аналогичные действия совершаются с пирамидкой квадратной формы.

Продолжительность занятие 5—8 мин, проводится 2—3 раза.

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Возраст: от 1 года 5 месяцев и старше.

Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов.

Дидактический материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по цвету и фактуре.

Взрослый показывает кружок, сопровождая его словами: «Вот какая игрушка». Затем показывает квадрат и поясняет, что есть ещё и такая игрушка. Обращает внимание ребёнка на то, что эти предметы разные. Затем раскладывает круги и квадраты в разные стороны на две группы. Сначала он выполняет действия сам, затем — с ребёнком. Аналогичные действия проводятся с остальными парами предметов.

Продолжительность занятие — 5—7 мин, дважды в течение месяца.

Размещение круглых или овальных вкладышей разной величины в соответствующиё отверстия.

Возраст: от 1 года 7 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные по величине предметы.

Дидактический материал: решётки с большими и маленькими отверстиями двух видов: в одной половине большие, в другой — маленькие и вкладыши соответствующих размеров.

Вначале взрослый показывает ребёнку решётку (ее можно назвать домиком) и обращает его внимание на то, что в нём есть «окна», они разные — большие и маленькие. Затем показывает вкладыши, говоря, что они тоже разные — большие и маленькие. Взрослый закрывает одно большое и одно маленькое отверстие, показывая вкладыш и соответствующее окно. Затем предлагает закрыть окно малышу, предварительно примерив вкладыш. Примерив и закрыв решётку с большими и малыми кругами, взрослый предлагает ребёнку решётку с овалами, в дальнейшем — с треугольниками, квадратами, прямоугольниками.

Продолжительность занятие с 1—2 парами решёток — 6—8 мин, дважды в месяц.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Формирование восприятия величины

Игра-занятие «Разноцветные капельки» (размещение в отверстиях шаблонов стаканчиков (или в прорисованных контурах) больших и маленьких капелек).

Игра-занятие «Это чье: мамино или мое?» (раскладывание вещей взрослого человека (или сказочного животного) и ребёнка (детёныша животного).

Усложняйте группировку пополнением героев.

Игра «Куклы идут в гости» (примерка нарядов на трёх кукол контрастного размера).

С середины года дети вполне могут разложить предметы по принципу «большой — средний — маленький». Понятие «средний» можно вводить на начальном этапе, но лучше комментировать «большой», «поменьше», «маленький» или, наоборот, в порядке увеличения, так как затем дети будут брать, складывать, нанизывать большее количество предметов и столкнутся с вопросом «Как это можно назвать?».

Итак, попросите малыша разложить кружочки в убывающем порядке, другие геометрические и тематические однородные объёмные и плоскостные фигуры.

Формирование восприятия формы

Игра-занятие «Разложи на две группы» (круги и квадраты, треугольники и овалы, прямоугольники и треугольники (другие сочетания геометрических фигур) лежат в произвольном порядке на столе; раскладываются на две группы по форме).

Игра-занятие «Пришивание пуговиц к нарядам» (выкладывание на шаблонах платья и пальто пуговиц разной формы к одной имеющейся).

Игры на восприятие цвета

Формирование восприятия цвета начинается с соотнесения и раскладывания однородных предметов при выборе из двух; составления тождества приёмом прикладывания. Можно самим называть цвет, но не требуйте пока этого от ребёнка. Пусть он видит разнообразие цветов, учится составлять пары.

Начните с раскладывания палочек (карандашей, шариков, кубиков и т.д.) двух цветов на две группы. Первые палочки разложите сами, третьи-пятые — с ребёнком. Сопровождайте свои действия словами «такой», «не такой», «разные». Последние пары пусть ребёнок разложит сам.

 И. Курилова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress