Написать нам
1   0   184

Развитие творческой активности дошкольников в условиях школы – детского сада

Содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса в школе – детском саду содействует развитию способностей и интересов детей, формированию готовности к самостоятельной деятельности.

Учитывая ведущую роль семьи в воспитании детей, школа – детский сад и семья строят свои взаимоотношения на принципах сотрудничества открытости, несут одинаковую ответственность перед государством и обществом за обучение и воспитание детей.

С целью создания оптимальных условий для разностороннего воспитания детей учебно-воспитательный процесс строится на педагогически обоснованном выборе воспитателями и учителями программ, средств, форм и методов обучения и воспитания. Эти положения важны при формировании творческой активности дошкольника – будущего школьника.

Учитывая, что творческий потенциал детей различен, что проявление творчества, активности в игровой деятельности носит выраженный Индивидуальный характер, что каждый ребенок индивидуален и программа его развития должна быть индивидуальна, на протяжении всей экспериментальной работы, мы осуществляли индивидуально-дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень развития творческой активности в игре. Большей частью наша работа была направлена на детей 2 и 3 уровня развития творческой активности.

Основная наша задача по отношению к этим детям заключалась в следующем: целенаправленно обогощать практический и игровой опыт детей, постепенно переводя его в условный, игровой план, развивать игровые интересы и на этой основе расширять общение детей с товарищами, а также разбудить их активность: Обеспечить оптимальное использование опыта индивидуальной деятельности и Деятельности совместной, где требуется и инициатива, и активность всех участников, где ценится личный вклад каждого в общее дело, развивать и направлять игровую активность в общее дело, развивать и направлять игровую активность, целеустремленность детей: вызывать положительные эмоции и переживания; создать условия, где бы каждый ребенок имел возможность быть успешным, а значит активным в игровой деятельности.

Однако это не значит, что дети, относящиеся к 1 уровню развития творческой активности, остались без нашего внимания. В работе с этими детьми своей задачей мы видели: содействие дальнейшему развитию творческой активности, побуждающих детей к творческому отражению действительности во время самостоятельных игр.

С целью активизации воображения детей, направления его на создание интересных и разнообразных игровых замыслов и сюжетов, реализация которых может осуществляться в самостоятельной игровой деятельности, мы использовали следующие виды работ:

1) элементы методики ТРИЗ;

2) наблюдение в природе, живом уголке.

С целью развития способности к творческому преобразованию окружающей действительности, умения мысленно и практически создавать новое, стимулировать мысли детей, развития фантазии через творческие задания и проблемные вопросы, использовали составление рассказов по схемам-моделям и опорным словам.

Совместное придумывание рассказов и сказок помогло разбудить фантазию детей, способствовало развитию умения творчески разворачивать сюжеты игр, и помогло перевести сюжетно-ролевые игры детей на новый этап длительных игр.

Для развития творческого воображения, для формирования речевых диалогов, выразительной интонации, мимики, характеристики взаимоотношений между персонажами с детьми разыгрывались занимательные сценки песенки, потешки, небольшие стихотворения: “Буги-вуги”, “Купили мы бабушке курочку”.

В целях дальнейшего развития сюжета и активного участия в играх детям предлагалось пожрать в знакомые и интересные для них сказки “Колобок”, “Репка”, “Теремок”, “Кошкин дом”, “Красная шапочка”.

У детей развивалось умение комбинировать впечатления, полученные из литературных источников с умением фантазировать.

Для развития умения творчески подойти к разыгрываемой роли предлагали творческие задания типа:

а) “Покажи, как веселились три поросенка”.

Миша Р., в роли Наф-Нафа, улегся на солнышке и стал нежиться напевая себе что-то под нос. Юра Д. и Паша П. стали вытанцовывать.

б) “Чем могли заниматься козлята, когда козы нет дома”. Света Ш. предложила поиграть в “Тетрис”, лежа на диване. Артем Б. предложил, что они пекут блины, чтобы затем угостить маму. А Катя Е. сказала, что козлята делали уроки, потому что учились в школе.

в) “Как волк скажет “здравствуй” вашему другу зайцу, которого хочет съесть”. После таких игр и упражнений в самостоятельных играх детей стали сплетаться и модифицироваться на ходу сюжеты различных сказок и элементы собственного опыта.

С целью развитии воображения, фантазии, умения неординарна мыслить после чтение таких сказок, как “Царевна-лягушка”, “Доктор Айболит” детям предлагались проблемные задания творческого характера:

– После того, как стрела Ивана попала в лягушку, та вдруг стала расти и вскоре достигла высоты в дом. Как же теперь Ивану принести лягушк; домой?

Денис К.: “Поехали на ней, как на коне”.

Катя Е.: “Взять у нее стрелу и вырасти самому”.

– В качестве очередного испытания женам сыновей царь выбрал следующее: за высоким горами растет цветок красоты невиданной – принести его ко мне к завтрашнему утру. Как лягушке переправиться через горы?

Оля С: “Сесть на орла, и он ее перенесет”.

Паша П.: “Уменьшаться-уменьшаться, пока не станешь песчинкой; которую легко перенесет ветер”.

Юля П.: “А может наоборот, увеличиться и перешагнуть горы”.

Задания такого рода предлагались детям и после прочтения “Доктора Айболита”:

  • Поселился как-то Айболит в жаркой, сухой пустыне. Кто мог прийти к нему лечиться? Чем бы мог их лечить?
  • Вот как-то пришла Айболиту телеграмма: “Заболел Жираф. Ждем”. Отравился. Долго ли коротко ли добирался Айболит до этого места, пришел к широкой реке, а на другом берегу – Жираф. Моста нет. Как же встретиться?

Творческие задания такого типа позволили детям в своих играх выйти за рамки обычных сюжетов и внести в игры новое, интересное содержание.

Так как успех воспитательно-образовательной работы тесно связан с тем, на сколько у дошкольников стимулируется состояние эмоционального комфорта и психологической защищенности, нами проводились эмоционально-психологические тренинги: игры и упражнения “Волшебные камешки”, “Ласковые дети”, “Мы – артисты”, “Стихотворение про жирафа”, “Веселая Мила”, “Поиграем”. “Послушай и повтори”, и др. Это помогало создать в группе атмосферу доверия, эмоционального комфорта, раскрепощения, что оказывало благоприятное влияние на развитие торческой активности детей.

С целью дальнейшего развития у детей умения фантазировать, им предлагались такие задания:

  • рисование под музыку (использовалась мелодия И.С. Баха “Луе Мапа”, специально аранжированная для детей);
  • “Чудесные превращения” (на основе психологического теста “Пятна Роршаха”).

Известно, что роль “носителя” и “двигателя” творчества детей в игре (исполняет познавательная деятельность. Разве может что-нибудь выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества. Поэтому с целью обогащения знаний, умений, навыков, расширения игрового опыта с детьми проводилась разнообризная работа, включающая в себя:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • чтение произведений художественной литературы;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • игры-лото;
  • игры-занятия;
  • решение творческих заданий и т. д.

Дня этого нами были составлены примерные перспективные планы по формированию и активизации игр, в которых чаще всего играют дети. Использовался метод фокальных объектов.

Предлагалось детям перечислять признаки наугад выбранного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другими объектами. Например, кукла – с волшебными волосами, соломенная, пластмассовая, резиновая, потерянная – эти признаки поочередно рассматриваются на других объектах.

С достаточной степенью достоверности объяснить, когда в таких случаях необычных признак может быть у данного объекта.

Интерес вызвал метода каталога.

С помощью поочередно заданных детям вопросов и выбранных наугад слов создается текст сказки. Дети рассматривают варианты составленной истории, самостоятельно придумывают окончания.

Проведенные исследования и полученные данные подтвердили то, что качества творческой активности дошкольников развиваются в условиях постоянного использования воспитателем творческих задач в различных видах деятельности, зависят от умения воспитателя использовать элементы ТРИЗ. Такая система работы оказывает положительное влияние на формирование детей устойчивых знаний и умений, интерес к такого рода занятиям.

В процессе исследования выяснилось, что на формирование у детей творческой активности оказывают положительное влияние: творческая активность воспитателя, посильная помощь родителей (практического интеллектуального характера), личная заинтересованность воспитателя и родителей в положительном результате, подготовка воспитателя по новой методике, создание определенного стиля деятельности школы – детского сада по использованию новаторских методик.

Т.В. Поздеева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress