Написать нам
1   0   126

Развивающая игрушка «Собери матрёшку» с позиции дидактической игры

Дидактическая задача (для детей второго года жизни): знакомить с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объёму вкладываются в большие, а большие накрываются меньшими); учить сопоставлять и подбирать предметы по величине; составлять целое из частей.

Игровая задача: заложена в названии игры.

Правила игры: игрушку собрать так, чтобы она приняла первоначальный вид.

Игровые действия: целенаправленный подбор частей определённого размера (путём соотнесения и примеривания деталей; определения величины деталей путём проб и ошибок; выбора деталей на глаз).

Игра «Собери матрёшку», как и другие игры такого рода, — это игры с одним участником.

Однако их можно рассматривать и как особый вид игр с двумя игроками, в которых вторым игроком может выступать принцип устройства игрушки. Выиграть у такого игрока можно только в том случае, если удаётся раскрыть этот принцип.

Выигрыш: собранная игрушка.

Таким образом, игра «Собери матрёшку» содержит все необходимые структурные элементы развивающей дидактической игрушки.

Взрослые часто недооценивают познавательное значение собственно-дидактической игрушки, её роль в развитии ребёнка и с точки зрения руководства считают своё вмешательство в самостоятельную игру ребёнка педагогически неоправданным. Поэтому очень часто в играх с подобными игрушками дети предоставляются самим себе.

Конечно, игры с игрушками, основанными на принципе автодидактизма, не требуют обязательного участия взрослого. Контроль правильности выполнения заданий осуществляет сам играющий ребёнок. Однако следует помнить о том, что возможности для самообучения у маленьких детей ограничены. Ребёнок не может самостоятельно исчерпать все возможности игрушки.

Взрослый помогает ему глубже всмотреться в предмет, увидеть незамеченные качества игрушки и её новые игровые возможности, отчего она становится для ребёнка ещё более привлекательной.

Развивающее воздействие игр с данными игрушками определяется уровнем овладения способами действий с ними. Освоить эти способы дети могут самостоятельно, путём проб и ошибок. Затруднения, возникающие в ходе деятельности, способствуют познавательному развитию ребёнка. Но для этого необходимо, чтобы поиски выхода из затруднительной ситуации всегда приводили к успеху.

Поэтому очень важно уловить момент, когда ребёнок действительно нуждается в помощи, так как, не получив удовлетворения от игры, он может надолго потерять к ней интерес. Мера приложения собственных усилий у каждого своя. Важно, чтобы помощь и участие взрослого в поиске выхода из затруднения не сводились к предоставлению ребёнку готовых решений, а увеличивали его интерес к игре и открывали возможности для дальнейших самостоятельных творческих действий.

Педагогическое воздействие взрослого заключается в осуществлении организующей и направляющей функций. Он подбирает игрушки, уточняет названия, сообщает новые сведения, корректирует темп игры, замечает ошибку и помогает её исправить. Он — источник информации и опыта, к которому дети всегда могут обратиться. Без этого процесс самообучения малоэффективен, о чём свидетельствует вся история педагогики.

Н. Жолнерович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress