Написать нам
1   0   243

Развитие ребенка в возрасте от 9 до 12 месяцев

Достижения ребенка от 9 до 12 месяцев:

– Осматривает содержание ящика, достает предметы.

– На вопрос «где?» находит предметы в разных местах, независимо от их местоположения.

– Смотрит картинки в книжке.

– Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика).

– Узнает на фотографии знакомого человека.

– Произносит первые слова-обозначения: ав-ав, кис-кис, дай-дай (3—5 слов).

– Произносит 6—10 облегченных слов.

– Понимает название нескольких предметов, действий, имена взрослых, выполняет отдельные поручения (“найди”, “принеси”, “отдай”, “положи на место” и другие.

– Вкладывает разные фигурки в соответствующие отверстия.

– Делает башню из двух кубиков.

– Радуется приходу детей, избирательно к ним относится.

– Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.

– Подражает действиям и движениям взрослого, ребенка с игрушками (толкает, стучит, включает, выключает и т.д.).

– Понимает запреты взрослых («нельзя»).

– Самостоятельно пьет из чашки или с помощью взрослого, слегка поддерживающего ее руками.

– Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками (катает, возит, кормит, включает механические игрушки, баюкает куклу, мишку и т.д.

– При заигрывании с ним (“догоню-догоню”, “сорока-белобока”, прятки и др.) выполняет различные действия и движения.

– Знает свое имя, поворачивается на зов.

– По просьбе взрослого выполняет заученные действия (водит куклу, качает ее, кормит собачку).

– Показывает себе части лица, тела (глаза, нос, уши).

– Подползает под препятствие.

– Вползает по наклонной поверхности, сползает.

– Залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол.

– Стоит без опоры.

– Приседает, выпрямляется, наклоняется.

– Ходит, держась одной рукой.

– Поднимается по лесенке детской горки приставным шагом с помощью взрослого.

– Делает  самостоятельно  несколько  шагов  без  поддержки  или самостоятельно проходит 3—5 метров.

– Подражает знакомым движениям взрослого.

– Подражает простым движением сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Педагогика на каждый день для детей от 9 до 12 месяцев

Ребенку скоро год. Он уже самостоятельно ходит и всю часть бодрствования проводит в движении. Передвигаясь, он формирует представления о расположении предметов в пространстве, отрабатывает маршруты. Мир, доступный малышу, значительно расширяется. Создавайте условия для успешного осваивания ходьбы. Если в комнате тепло, пусть малыш ходит босиком или в носках. В обуви сложнее удерживать равновесие. Расставьте мебель так, чтобы не было больших пространств. Проверьте устойчивость предметов. Предусмотрите по всей квартире уголки для отдыха.

Предлагайте ребенку игрушки, стимулирующие ходьбу: тележки, машинки разной величины, цветные мячи, шарики, кольца. Помогите ребенку получать удовольствие от перемещения в пространстве. Ребенок с особым удовольствием воспринимает такие игры, при которых ползание или ходьба воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном виде: поднимайте ребенка, переносите вперед на небольшое расстояние. Посадите ребенка на плечи,   попробуйте   различные   движения:   прыгайте,   маршируйте, поворачивайтесь вокруг себя, ходите медленно, быстро и так далее. Находясь недалеко от ребенка, маните его ласковыми словами. Поддерживайте у малыша уверенность в себе.

Создавайте условия для выполнения ребенком действий с предметами, учитывая их форму, величину и цвет.

Играйте с мячиками: бросайте, катайте, толкайте. Стройте с ребенком башенки из кубиков и конструктора. Катайте машину вперед-назад за веревку. Выкладывайте предметы из емкости путем ее переворачивания, вкладывайте предметы в полое пространство, проталкивайте их в отверстие. Малыш начинает применять к разным игрушкам разные, специфические именно для них действия, которые показывает ему взрослый.

Обогащайте цветовые впечатления малыша при действии с предметами: в емкость сложите предметы разной величины и разного цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и т.д.). Предложите ребенку вынимать предметы. А вы, помогая раскладывать их на столе, называйте цвет, восхищаясь красотой.

Помогите ребенку научиться действовать с сюжетными игрушками. С помощью незатейливых сюжетов покажите малышу, как кормить зайчика, укладывать спать куклу и т.д.

Действия с предметами и игрушками в этот период жизни не только полезны ребенку, но и оказывают особое воздействие на умственное развитие.

Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем помогут пирамидки с кольцами с большими и маленькими отверстиями.

Пирамидки с кольцами предлагают массу возможностей для развлечений. В зависимости от возможностей и потребностей вашего ребенка поощряйте желание нанизывать большие кольца на маленькие, надевать кольца на пальцы или руки, засовывать кольца в рот, вращать их.

Помогите ребенку научиться выпускать предметы из рук.

Для этого попросите малыша отдать вам то, что он держит в руке. Если он не отдает, аккуратно высвободите предмет, приговаривая: «Вот какой у тебя красивый кубик (погремушка) «и т.д.». Я сейчас посмотрю и сразу отдам». Получив предмет, еще восхититесь им и быстро отдайте малышу. Это придаст ему уверенности. У него возникнет желание повторить игру снова.

Взрослые, обучая ребенка новым действиям, используют два подхода показывают, что и как нужно делать, совершая эти движения. Если у ребенка что-то не получается, берут его ручки в свои и помогают ему совершать требуемые действия.

Свое поведение следует сопровождать речью, называя и действия, и предметы.

Помогите ребенку совершенствовать свою способность подражать видимому им поведению другого человека, усвоить набор действий, из которых можно в дальнейшем строить более сложные действия, узнать новые названия действий и названия предметов.

Продолжайте создавать условия для развития голосовых и речевых реакций.

Расширяйте его ориентировку в окружающем. Предоставьте возможность многое увидеть, потрогать руками. Берите ребенка на руки, путешествуйте по квартире, подносите его к окну, совершайте прогулки по улице. Говорите с ребенком, называйте увиденное, повторяйте сказанное малышом: «А вот собачка: «ав-ав». Где собачка? Позови ее» и т.д.

Воспроизвести полное название предмета в этом возрасте ребенку еще трудно. Чтобы поддержать его речевую активность, допускается замена полного слова облегченным звукосочетанием. Взрослый обязательно должен употреблять и полное, и облегченное название.

Словами предваряйте свои действия и действия, которым вы учите ребенка.

Просите ребенка выполнить простые, уже известные ему действия: «возьми, положи, дай, покажи, брось, надень». Если ребенок не реагирует на слова, сопровождайте их жестами, мимикой.

Рассматривайте с ребенком книжки с изображением игрушек и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Научите малыша качать головой, выражая таким способом «нет». Используйте аналогичный прием для обучения его кивать головой в смысле «да».

Проводите с ребенком игры на звукоподражание (особенно животным). Спрашивайте о местонахождении предметов и игрушек.

Рассматривайте семейные фотографии, спрашивайте: «Где мама? Где папа? Где Сашенька?» Попутно можно обсудить, что папа — большой, а Сашенька — маленький, вспомнить примечательные события.

Больше играйте в ритмичные игры со стихотворным сопровождением. Объясняйте и показывайте значение слов снова и снова.

При виде разных животных всякий раз изображайте, как они «говорят».

Спрашивайте малыша обо всем, если он не отвечает, говорите за него, но после паузы. Сопровождайте слова мимикой, жестами, движениями. Просите ребенка приносить вам разные предметы.

Если он не справляется, выполняйте свою просьбу вместе с ним.

Развивайте музыкальное восприятие ребенка от 9 до 12 месяцев:

побуждайте ребенка слушать пение взрослого, инструментальную музыку, игру на детских музыкальных инструментах. Приобщайте к элементарной активности в пении, к элементарным плясовым действиям под музыку.

Играйте с ребенком в музыкальные игры. Одной из любимых игр детей этого возраста является игра «Сорока-сорока».

Помогите социальному развитию ребенка.

Он должен усвоить целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобрести значительное количество сведений на эту тему. Приучите ребенка хорошо относиться к другим людям, делиться с ними своими вещами (игрушками) и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим откроет ребенку путь в компанию сверстников.

Приучайте спокойно сидеть за столом, благодарить, бережно относиться к вещам, еде и предметам.

В возрасте 11—12 месяцев у ребенка начинается период приобретения навыков самообслуживания. Поддержите его желание и активность.

Твердо и решительно говорите «нельзя», когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Нельзя только то, что опасно для жизни малыша, а также безнравственные поступки (битье по лицу, попытки выдернуть усы у кота и т.д.). Помните, того, что «можно», должно быть больше, чем «нельзя». Частые запреты в раннем возрасте могут привести к срыву нервной системы. Часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему почти все. Это сковывает инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру.

Если же вы все-таки журите малыша за что-то, то делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя слова к действиям ребенка, а не к его личности. Малыш пил из чашки и разлил молоко или ел из тарелки и испачкался. Не кричите на него. Спокойно скажите, что так делать нельзя, и тут же покажите, как нужно. Лучше всего поддерживать ребенка в ситуации, когда у него что-то не получилось или он ушибся, ровным доброжелательным отношением, подбадривания и с оптимизмом помогая малышу решить его проблемы.

Нормально развивающийся ребенок в годовалом возрасте с помощью протеста, непослушания проверяет границы дозволенного, определяет сферу возможного и недопустимого в своих взаимоотношениях с близкими. Теперь уже не всегда удается управлять им лишь разрешениями и запретами. Ребенок требует, чтобы с ним считались, умеет четко выражать свое отношение к происходящему, а порой старается сам руководить взрослыми. Это следует рассматривать как ценностные достижения в его развитии.

Ребенок к концу года начинает проявлять раздражение, обиду, упрямство и даже агрессию. За этими негативными симптомами просматривается кризис первого года жизни. Любящим взрослым следует считаться с этим. Необходимо уважать его право на свободу выбора действий, желаний. Только при таком отношении взрослого кризис будет протекать спокойно. Дайте ребенку вашу нежность, внимание и ласку. Это необходимая составляющая общения. Свободное, раскованное выражение любви доставит радость вам самим и даст ребенку эмоциональные эталоны человеческих взаимоотношений, поможет ему расти веселым и счастливым.

Мнение ученых

  • Маленькие дети и их родители биологически связаны эмоциональными узами, которые укрепляются в течение первого года жизни малыша благодаря взглядам и улыбкам.
  • Игры, в которых вы участвуете вдвоем с малышом, подготавливают его к более сложным отношениям во взрослой жизни.
  • Теплые дружеские отношения с ребенком помогают ему управлять своими эмоциями.

Р. Косенюк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress