Написать нам
Лайк   0   190

Телезависимость и агрессия у детей

В современном мире, где обилие информации, воздействующей на ребенка, невозможно контролировать, особенно острой в настоящей момент является проблема роста детской дезадаптации.

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, ревут, угрожают человеческими голосами — “живут” рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь. Именно этим многие медики объясняют увеличение душевных расстройств у детей. Появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Его называют “навязчивый страх”. Но это не «возрастной страх», а массовой навязчивый страх перед окружающим миром.

Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, — всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения, что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец? Эмоциональный мир детства необыкновенно чуток к информационному окружению, к тому, что видит ребенок на экранах телевизора и компьютера, витринах магазинов и рекламных плакатах, на ярких страницах и обложках книг и журналов, что слышит на улице, дома, вокруг себя.

Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам детских песенок, стихов, сюжетам компьютерных игр. В результате ребенок остается с потоком информации ОДИН.

Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

Телевизионная жизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более “настоящей”, чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым и скучным, своих близких — незначительными и жалкими.

Есть семьи, где телевизор включается с утра, и “под него” проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом — какими-то проблемными передачами, “авторскими” программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, боевик — вот и день прошел… Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол.

Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.

Основная группа риска телевизионной зависимости — это дети.

Помимо многократно описанного пагубного влияния на детей сцен насилия и телерекламы, опасность представляет то, что дети гораздо легче взрослых поддаются телевизионному трансу. В этом состоянии ребенок может часами неподвижно сидеть у телевизора, рассеянно поглощая любую экранную продукцию — от репортажей о политике до обсуждения достоинств новой овощерезки. Внезапное выключение телевизора приводит маленького теленаркомана в полную растерянность, как будто мир перевернулся с ног на голову. Состояние, в котором мозг не заполнен непрерывно мелькающими визуальными образами, кажется непривычным и пугающим.

Даже если родители попытаются найти другие, более здоровые занятия для своего чада, это может поначалу вызвать у него бурный протест. Чтение книжек, прогулки и спорт не могут сразу начать доставлять ребенку удовольствие, если он привык к визуальным развлечениям. По мнению психологов, компенсировать отмену привычного наркотика могут только очень сильные переживания.

В современном обществе, движимом научно-техническим прогрессом, появляются все новые и новые виды зависимостей, новые виды аддиктивного поведения. Слово “addiction” означает склонность, пагубная привычка. Аддиктивное поведение связано с желанием уйти от реальности, от проблем, причем желанием чаще всего неосознанным. Некоторые специалисты выделяют три формы зависимостей:

1) химические аддикции (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания);

2) биохимические аддикции (анорексия, булимия);

3) нехимические аддикции (телевидение, Интернет, мобильные телефоны, религиозные секты и пр.).

К нехимическим аддикциям относятся психологические зависимости.

Зависимость — это такое внутреннее состояние человека, когда личность более или менее утрачивает свободу воли. Зависимость может формироваться в родительской семье: ребенок это делает по примеру родителей; или же в семье существует конфликт родителей и детей, когда ребенок не может отстоять свои личностные интересы и вынужден жить с подавленным протестом, со скрытой агрессией в адрес родителей или с аутоагрессией.

Психологическая зависимость, как считают ряд авторов, связана с защитными механизмами человека, когда на всякие конфликтные ситуации и проблемы человек отвечает однотипным, ритуализованным, аддиктивным поведением. Если человеку не дать исполнить такой ритуал, он испытывает сильный дискомфорт и не находит себе места. Одной из наиболее распространенных психологических аддикций в современном обществе является телевизионная зависимость. Телевизионную зависимость иногда относят к информационным зависимостям.

Можно предложить простой тест на обнаружение телевизионной зависимости: для этого нужно проследить реакцию ребенка на отлучение от телевизора на 3—4 дня.

Если появляются следующие симптомы: плохое настроение, раздражительность, слабость и упадок сил, снижение трудоспособности, неуверенность в себе, дискомфорт, тревожность, невротические страхи, страдание, чувство вины, чувство неудовлетворенности, апатия, агрессивность, которые исчезают при возобновлении доступа к пульту телевидения и телевизору, то результат теста следует считать положительным — налицо явная телезависимость.

Вредное воздействие на детей телезависимости усугубляется качеством преподносимой по телевидению информации. Недавно группа украинских журналистов провела эксперимент — целые сутки смотрели телевизор и фиксировали показываемые им события. Оказалось, что при этом насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 300 других негативных новостей, и всего лишь 20 благородных поступков, 45 хороших новостей и 74 шутки. По данным других исследователей, в среднем на каждую положительную новость телевидение показывает 7 отрицательных.

Поведение телезависимых детей характеризуется с одной стороны необычайной скованностью и недоразвитием речи, а с другой – сильной агрессивностю и даже какой-то дикой, зашкаливающей демонстративностью. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом, а тои делать неприличные жесты. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения, неоднократно демонстрируемые различными монстрами притягивают.

Ребенок любит подолгу смотреть телевизор (чаще всего дети «прилипают» к телевизору, когда нет альтернативы – «живого», заинтересованного, эмоционального общения!). Поскольку по телевизору показывают немало сцен насилия, ребенок регулярно видит, как персонажи выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает, какие агрессивные действия выбирали герои, чтобы справиться с той или иной ситуацией. Увиденные им сцены насилия из «боевиков» и «детективов» стимулируют проявление агрессивных фантазий, помогая ему отрепетировать, как он будет решать проблемы с помощью агрессии.

Если семейные отношения или его общение со сверстниками будут играть роль негативного подкрепления, агрессивное поведение может стать привычкой. Результирующая агрессивность в межличностных отношениях, скорее всего, будет мешать ему достичь успехов на социальной сфере, порождая нарушения коммуникации, конфликтную самооценку, и как следствие проблемы в формировании личности ребенка. Поскольку его интеллектуальный потенциал ограничен в силу возрастных особенностей, простые решения, предполагающие агрессивные действия, которые он увидит по телевизору, легко станут частью его поведенческого репертуара. И круг замкнется – воплощенное в жизнь агрессивное поведение отпугнет сверстников и приведет к выводу, что телевизор – вещь более приятная, чем общество сверстников.

Одна из главных причин из-за чего дети попадают в конфликтные ситуации — это нехватка базовых социальных умений. Например, дети не знают, как ответить на провокацию других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Они не способны поставить себя на место другого или проинформировать других о своих желаниях, в результате чего, когда реакции других не совпадают с их ожиданиями, у них возникают деструктивные импульсы, с которыми они не могут справиться (причина – отсутствие навыков волевой регуляции). Таким образом, обучая детей социальным навыкам на специально организованных занятиях и с помощью своего собственного примера, можно сформировать детям навыки адаптивного поведения.

Наиболее эффективный способ обучения социальным навыкам – «опосредованный» — когда воздействия происходит через любимую игрушку или через сказочных персонажей. Это связано с тем, что в дошкольном детстве у детей зачастую рождаются неадекватные ассоциации, связи между образом, словом и его собственным состоянием. Иногда ребенок еще не имеет достаточных знаний и опыта, чтобы прямо усвоить, принять просьбу, пожелания или указания взрослых. Другое дело, когда во взаимодействии ребенка со взрослым участвует его любимая игрушка. Взрослый включает в общение с ребенком игровые ситуации, где главным действующим лицом становится любимая игрушка.

По правилам игры ребенок должен помогать игрушке осуществлять все действия, предусмотренные в сценарии, разработанном взрослым: вовремя вставать и осуществлять оздоровительные процедуры, соблюдать гигиену тела, правильно принимать пищу, ходить на прогулки, вовремя ложиться спать и т.д. Подобный прием можно использовать при подготовке ребенка к определенным неприятным или связанным с физической болью процедурам (уколы, прививки, анализы и т.п.) Роль взрослого в таких ситуациях важна не только при разработке сценариев, но и как «кукловода», который с помощью мимики, жестов и интонации «оживляет» игрушку и делает ситуацию почти реальной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress