Написать нам
Популярно
Лайк   0   170

С кем из взрослых любят играть дети

Как играют взрослые и детиИгровые партнеры ребенка

97% родителей признали, что ребенку необходимо их участие в игре, он часто просит их об этом.

В ответах указана разная степень участия взрослых в детских играх: от «с удовольствием играю», «всегда стараюсь», «никогда не отказываюсь» до «если есть время», «когда как», «чаще отказываю», «иногда». Отметим, что охотнее родители признают за игрой роль дидактического средства для развития интеллекта.

Другие свойства детской игры (например, источник доверия, близости, средство укрепления авторитета взрослого, «лекарство» от эмоциональных травм и др.) редко осознаются родителями.

Чаще всего в качестве игрового партнера ребенка выступают его родители – мама и папа (54%); мама (26%), папа (17%).

Братьев и сестер указали 25% родителей, бабушек и дедушек – 21%. 17% родителей отметили, что часто игровым партнером для ребенка становится домашнее животное. Мальчики чаще всего в свои игры выбирают папу, затем маму, дедушку и бабушку.

Девочки, прежде всего, — маму и бабушку, а потом — папу и дедушку. Если в семье растут два и более ребенка, то дети отдают предпочтение братьям и сестрам, и лишь потом родителям. Два ребенка в основном играют вместе, роль родителя здесь совсем другая. Старший ребенок начинает игру и направляет ее (является инициатором и руководителем). В то же время дети могут обращаться ко взрослым за советом, поддержкой, материалами для игры.

Мальчики младшего дошкольного возраста любят играть с папами в спортивные, подвижные, творческие, компьютерные, строительные игры, которые связаны с различного рода физической деятельностью. Тогда как мальчики старшего дошкольного возраста в основном играют с папами в сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Мамы становятся игровыми партнерами для мальчиков преимущественно в дидактических (шашки, домино) и творческих играх (разыгрывают сказки). Одна из мам рассказывает: «Я люблю играть с Сашей «в помощника». Он у меня то помощник повара на кухне, то помощник покупателя (улыбается)». Примечательно, что с дедушками мальчики играют во всевозможные игры, тогда как с бабушками в основном в дидактические.

Девочки предпочитают играть с мамами в сюжетно-ролевые («дочки-матери», «парикмахерская», «детский сад») и дидактические игры (словесного содержания — «города», «назови слово на нужную букву»). Папы чаще всего играют с дочками 3—4 лет в подвижные, компьютерные, строительные игры, а с девочками старшего дошкольного возраста — в сюжетно-ролевые («школа», «больница») и подвижные игры.

Одна мама рассказывает: «Всегда удивляюсь, как мой муж хорошо играет с дочкой. Помогает ей дом для куклы построить, а дочка его все учит, каким нужно быть сыном, мужем для кукол. Да и спорит она с папой меньше в игре, чем со мной». Мама другой девочки говорит: «Юле так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит, и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре с Юлей как ребенок становится — подыгрывает ей, забавляет». Бабушки также играют с девочками в сюжетно-ролевые игры; дедушки чаще становятся игровыми партнерами в дидактических играх.

Мамы, в семье которых растут двое детей, признают, что сомневаются, нужно ли им играть вместе с детьми. Когда в семье был один ребенок, то мама много играла с ребенком, а теперь, когда их двое, им есть, с кем играть.

92% родителей ответили, что инициатором и организатором игр дома чаще всего становится сам ребенок.

В играх дети чаще берут на себя инициативу и в распределении ролей. Некоторые родители отмечали, что инициатором игры выступает ребенок, а организатором игры – взрослый. В играх детей младшего дошкольного возраста роли часто распределяют братья и сестры (21%).

Девочки младшего и старшего дошкольного возраста чаще, чем мальчики, предпочитают доминирующие роли в игре, а взрослым отдают подчинительные роли. Доминирующие роли достаются мамам и папам в сюжетно-ролевых играх: это роли отца, матери, врача, милиционера, ведущего телепередач и т.д. Часто девочки отдают своим мамам (46%) роль подружки. Мальчики предпочитают отдать взрослым роль животных или предметов (автомобиль, самолет).

77% родителей подтверждают, что их ребенок самостоятелен в игре: придумывает новые сюжеты игр, персонажей, проявляет богатое воображение. Однако мальчики более самостоятельны (64%), чем девочки (46%). Родители признают, что бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь, когда он выполняет действие неправильно, ошибочно. Одна мама говорит: «Вика любит играть в больницу. Куклы у нее пациенты, а она врач. Но я иногда вижу, что она неправильно лечит их, например, делает УЗИ на руке, тогда я ей объясняю, что это неверно, показываю, как нужно».

Таким образом, в игре родители опираются на «зону ближайшего развития» ребенка.

Мама пятилетней девочки говорит: «Когда играем с Машей «в магазин» или «отправляемся в зоопарк», то я стараюсь взять на себя главную роль, чтобы показать дочке, как работает продавец, какие у него обязанности. А в зоопарке становлюсь экскурсоводом, чтобы про разных животных дочке рассказать, таким образом как бы учу ее в игре». Другая мама рассказывает: «Помощь Вере абсолютно не нужна, но участие чье-либо дополнительно оживляет ее и ее фантазию».

Как отметили 81% родителей, дети любят играть в коллективные игры.

Однако часто в них происходят конфликты. В целом игры мальчиков более конфликтны (69%), чем девочек (31%). Мальчики часто ссорятся из-за обладания нужной игрушкой, игровыми предметами, из-за выполнения желаемой роли, из-за разрушения игровых построек, из-за неправильных действий играющих. У девочек возникают споры в основном по поводу правильности игровых действий.

Респонденты отмечают, что в играх детей младшего дошкольного возраста конфликты преимущественно возникают по поводу разрушения игры: у мальчиков – 71%, у девочек – 29%; споры по поводу обладания игрушками: у мальчиков – 53%, у девочек – 34%. На возникновение конфликтов в игре по поводу правильности игровых действий указали 38% родителей, из-за ролей — 15%, по поводу выбора общей темы игры – 13%.

63% родителей дошкольников 5—6 лет отметили наиболее часто возникающие конфликты у детей по поводу правильности игровых действий, 34% — из-за разрушения игры, 14% — из-за игрушек, 8% — из-за выбора общей темы игры. 21% родителей девочек старшего дошкольного возраста отметили возникновение конфликтов в играх девочек из-за игрушек, тогда как у мальчиков только 4% родителей обнаружили конфликты на этой почве.

Анализ ответов родителей показал, что при покупке игрушек они руководствуются, как правило, интересами ребенка, развивающим эффектом игрушки, ее ценой. Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобы предметно-игровая среда не ограничивала инициативу ребенка. Одна мама говорит: «Конечно, при покупке игрушек мы учитываем желания ребенка. Но все же стараемся не баловать его, чтобы он ценил и бережно относился к ним».

Примечателен тот факт, что многие родители стараются не покупать детям игрушек-монстров, считая их бессмысленными и неэстетичными. Для современного поколения детей характерен возрастающий интерес к игрушкам, отражающих образы героев из любимых мультфильмов.

Т. Недвецкая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress