Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort Ankara escort
2   0   556

Семейная педагогика

Семейная педагогика — это самостоятельная отрасль знания о воспитании детей в семье, представляющей собой самую благоприятную и естественную среду для развития ребёнка.

Незаменимость семейного воспитания сейчас признана повсеместно и подчёркивается в Конвенции ООН о правах ребёнка — самом гуманном из всех принятых мировым сообществом документе. 

Специфическими особенностями семейного воспитания считаются его пролонгированность, т.е. длительность, и эмоциональность: оно построено на любви родителей к детям, которая пробуждает ответную любовь.

Ласковое обращение взрослых с младенцем — объятия, поглаживания и пр. — удовлетворяют не только заложенную от природы физиологическую потребность ребёнка в тактильных ощущениях (от латинского takt — прикосновение), но и потребность более высокого порядка: в эмоциональном общении, безопасности и защите. Недаром народная педагогика донесла до нас из глубин времён приёмы, направленные на удовлетворение этой потребности, — стишки, потешки, прибаутки: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…».

Установлено, что новорождённому для нормального физического, интеллектуального и иного развития недостаточно одного ухода, ему нужен человек, доступный для контакта, так называемый «референтный» (значимый) взрослый. В серьёзных научных трудах можно встретить исторический анекдот, который иногда связывают с именем прусского императора Фридриха ІІ. Якобы этот правитель в «припадке патриотизма» решил проверить, на каком языке заговорят дети, если с ними не общаться. Он был уверен, что у немецких детей и речь будет немецкой. Для проверки «гипотезы» император запретил сиделкам одного приюта общаться с детьми, хотя физический уход малышам был обеспечен. В результате все дети в приюте умерли, и психологи объясняют это неудовлетворённой потребностью в эмоциональном контакте.

Реакцией ребёнка на удовлетворение потребностей является чисто человеческое, не свойственное остальным представителям животного мира проявление — улыбка как свидетельство эмоционального комфорта в конкретный момент. А в итоге у ребёнка закладывается чувство базового доверия к миру (Эрик Х. Эриксон), которое является основой для пробуждения собственного «Я», развития познавательной активности, самоконтроля, способности к управлению собой и другими.

Условия формирования базового доверия к миру едины для различных народов и культур: человек доверяет обществу в той же мере, в какой он научился доверять матери (другому значимому взрослому). Таким образом, из отношения к матери у ребёнка рождается отношение ко всему миру.

Люди с хорошо сформированным чувством базового доверия открыты, уверены в себе, настроены на налаживание конструктивных и близких отношений с окружающими, готовы решать возникающие проблемы и противостоять стрессу.

Правда, для достижения будущего благополучия ребёнку важно осознать и существование опасностей, причём этот кризис «доверия-недоверия» должен в самом общем виде разрешиться до конца второго года жизни.

Если же у него из-за отсутствия или недостатка эмоционально насыщенного общения не сформируется чувство базового доверия к миру, то следствием становится материнская депривация (от латинского рrivo — лишение), которая проявляется в тревожности, низкой самооценке, замкнутости, неспособности к усвоению большого объёма сведений и пр.

В последние годы в педагогику вошло понятие «социализация», что подразумевает привитие норм и правил поведения, принятых в конкретном обществе. Процесс социализации начинается в младенчестве и продолжается до самой старости, и в нём можно выделить три этапа, которые повторяются при попадании человека в разные условия. Для ребёнка это будет семья, группа детского сада, дворовая компания, первый класс школы, спортивная секция и др.

Первый этап социализации — это адаптация или приспособление к требованиям окружающих. Но это приспособление не должно приводить к полному подчинению, иначе человек может раствориться в окружении, потерять самостоятельность.

Поэтому вторым этапом социализации должна стать индивидуализация, сохранение неповторимости собственного «Я», что невозможно без «пространства для развития личности», наполненного так называемой «атрибутикой». Первое подразумевает дистанцию между ребёнком и другими людьми. Нельзя постоянно жить «впритирку» друг к другу, растущему человеку необходимо место, где он может в одиночестве подумать, как прошёл день, всё ли сделано правильно, что желательно изменить. А во-вторых, у каждого ребёнка непременно должны быть только ему принадлежащие вещи (игрушки, книжки) и уголок для их размещения. Отсутствие пространства для развития личности и атрибутики тормозит развитие способности к самоконтролю, планированию поведения.

На третьем этапе социализации — интеграции, приспособившись к окружающему и сохранив при этом самостоятельность, ребёнок сможет проявлять активность, удовлетворяя потребность в самоутверждении. А смена обстановки, адаптация к различным условиям формирует у детей гибкость и способность налаживать широкие социальные связи. Следовательно, посещение ребёнком различных кружков, секций, клубов и пр. позволит ему с возрастом становиться всё контактнее и успешнее.

Действительно, бывают воспитатели, что называется «от Бога», но обычно родители идут долгим путём проб и ошибок.

Сократить их количество помогает знание закономерностей формирования личности и требований к методам воспитания. Ведь ребёнок не появляется на свет ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, однако он от природы наделён задатками, на основе которых развивались личностные качества и творческие способности. Так, общение с родителями приводит к возникновению привязанности, благодаря которой ребёнок учится сотрудничать: не только брать, но и отдавать. Все взрослые привязанности питаются детским опытом.

Для интеллектуального развития детей необходимо включать в разнообразную деятельность, начиная с игр, поставляющих малышу первую информацию. Причём, имеет значение не столько количество игрушек, сколько их разнообразие и назначение: для ролевых игр (куклы, наборы посуды и мебели), для манипуляций (кубики, конструкторы) и др. Одновременно ребёнок может использовать несколько игрушек, но всё же их количество не безгранично. Поэтому с угасанием интереса родители могут убирать наскучившие игрушки, чтобы после перерыва ребёнок воспринял их как новые.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress