---Шахматный кружок в детском саду: из опыта работы
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

8   0   3712

Шахматный кружок в детском саду: из опыта работы

Идея создания шахматного кружка в нашем детском саду возникла в те времена, когда воспитателем работала мастер спорта по шахматам. Известно, что у старших дошкольников возникает стойкий интерес к настольным и логическим играм, заставляющим думать и дающим наслаждение от умственной нагрузки.

Но, учитывая то, что пятилетний ребенок впитывает в себя, как губка, всевозможную информацию, которую порой помнит всю жизнь, мы начали проводить работу по ознакомлению наших детей с шахматами. Занятия с младшими и старшими ребятами проводятся отдельно, а комплексные занятия и праздники — вместе. Мы считаем, что уже четырехлетним детям интересен и доступен ни с чем несравнимый магнетизм шахматной игры.

дети играют в шахматыУчастники шахматного кружка, как правило, имеют шахматы дома, у них есть партнер: дедушка, папа, папин брат, двоюродный брат, реже — мама, бабушка или сестра. Родители заинтересованно относятся к занятиям ребят, чинят доски, фигуры, приносят комплекты шахмат, выполненные из дерева.

Во время занятий кружка мы проводим турниры между детьми подготовительных групп. Если не успеваем закончить партию, откладываем ее на вторую половину дня или на другой день. Красивые ходы записываем в тетрадь. Дети сами просят об этом. Им хочется, чтобы осталась память о захватывающей игре. А мы, взрослые, стараемся ненавязчиво объяснить им, что будет еще интереснее играть и учиться шахматам, если ребята будут владеть шахматной грамотой, знать аннотации, обозначения фигур и их движения на письме.

Осваивают дети шахматную грамоту через игру. Упражнения и игры на шахматной доске настолько привлекают воспитанников детского сада, что вызывают настоящий всплеск творчества: удивительно, но ребята сами придумывают игры и упражнения.

Мы знакомим детей с латинскими буквами, их написанием и названием. Для этого у каждого «кружковца» есть своя тетрадь, куда записываются элементы шахматной грамоты. Часто ведем записи восковыми мелками на карточках, мелом — на доске.

Детям сложно дается правило движения коня на шахматном поле. Для этого мы изготовили «Шахматный коврик» и прыгали по нарисованным клеточкам.

На шахматной доске используется множество вариантов упражнений и игр с отдельными фигурами, каждый участник «по кругу» пробует свои силы.

Ходы шахматных фигур великолепно развивают ориентировку детей на плоскости, узнают различные направления движения, учатся мысленно передвигать фигуры и предвидеть результат.

Шахматная игра учит дошкольников:

  • мыслить детей логически, развивать у них память (запоминать и сравнивать).

Игра в шахматы воспитывает:

  • находчивость;
  • сообразительность,
  • целеустремленность;
  • умение рассчитывать время;
  • объективность;
  • усидчивость.

Про каждую шахматную фигуру мы пробовали сочинять различные истории. В результате родились стихи и считалки, которые дети с удовольствием повторяют. Наша «шахматная» песня тоже появилась на свет не случайно: порой эмоции в ходе игры настолько захватывали детей, что переживать приходится и слезы, поражения, и радость победы.

Тематика занятий в нашем шахматном кружке

  1. «В стране шахматных чудес» (Введение).
  2. «Три секрета шахматной игры» (Знакомство с правилами игры).
  3. «Мудрец, или как возникло шахматное войско» (История возникновения шахмат).
  4. «Устанавливаем цены фигурам» (Относительная ценность фигур)
  5. «Волшебник «Ох!» (Закрепление материала).
  6. «Волшебная Доска, или как зовут шахматные клетки» (Знакомство с шахматной доской).
  7. «Проспекты. Улицы и переулки Волшебной Доски» (Горизонтали, вертикали, диагонали).
  8. «Шахматный теремок» (Рокировка).
  9. «Терем, теремок, кто тебя стережёт» (Рокировка).
  10. «Атака короля».
  11. «Трус, без которого играть нельзя» (Король в дебюте).
  12. «Нужный лентяй» (Король в миттельшпиле).
  13. «Храбрый полководец» (Король в эндшпиле).
  14. «Верные друзья» (Конь, слон).
  15. «Прыг, скок и в бок» (Ходы конём).
  16. «Лучший защитник короля» (Конь в дебюте).
  17. «Любитель высоких гор» (Конь в миттельшпиле).
  18. «Друг пешек — конь в сапогах» (Конь в эндшпиле).
  19. «Вежливые слоны» (Ходы слоном).
  20. «Быстроход» (Слон в дебюте).
  21. «Рубящий с плеча» (Слон в миттельшпиле).
  22. «Шахматная нянька» (Слон в эндшпиле).
  23. «Надёжные друзья» (Ферзь, ладья).
  24. «Прямолинейная, бесхитростная фигура» (Ладья).
  25. «Дружные артиллеристы» (Ладья в дебюте).
  26. «Шахматный таран» (Ладья в миттельшпиле).
  27. «Бегущая по тылам» (Ладья в эндшпиле).
  28. «Могучая фигура» (Ферзь).
  29. «Поспешишь — людей насмешишь» (Ферзь в дебюте).
  30. «Засада» (Ферзь в миттельшпиле).
  31. «Извергающий молнии» (Ферзь в эндшпиле).
  32. «Ни шагу назад» (Знакомство с пешкой).
  33. «Пионер» (Пешка в дебюте).
  34. «Вредные шахматные колобки» (Пешки в миттельшпиле).
  35. «Мальчик-с-пальчик» (Пешки в эндшпиле).
  36. «Гадкий утёнок» (Превращение пешки).
  37. «Поспешишь — людей насмешишь» (Знакомство с (шахматными правилами).
  38. «Нотация волшебной доски» (Запись ходов в шахматной партии).
  39. «Волшебный квадрат» (Правила эндшпиля).
  40. «Спасительница оппозиция» (Правила эндшпиля).
  41. «Непобедимый король».
  42. Т «Один день шахматной партии».
  43. У «Первое настоящее сражение».
  44. Р «Тронул — ходи».
  45. Н «Буду мастером по шахматам».
  46. И «Три цены фигур во время игры».
  47. Р «Последний бой — он трудный самый».
  48. «Фундамент шахматной партии» (Пешечная структура).
  49. «Как зовут шахматные клетки».
  50. «Жизнь одной шахматной партии» (Как разыгрывается партия).
  51. «Пешки в сражении и их победный марш».
  52. «Неуловимые пешки».
  53. «Хитрость маленькой пешки» (Правила взятия на проходе).
  54. «Конь в сапогах» (Вилка).
  55. «Три мушкетёра» (Прорыв).
  56. «Воздушный замок» (Разрушение домика короля).
  57. «Ленивцы» (О лентяях, неразвитых с дебюта).
  58. «Атака короля».
  59. «Повторение запрещается!» (Повторы ходов).
  60. «Когда надо сдаваться, а когда сопротивляться» (Этика шахмат).
  61. «Стойкий оловянный солдатик» (Перегрузка фигур).
  62. «Тили-бом, тили-бом!» (Мат).
  63. «Турнир» (Двое на одного).
  64. «Размен выгодный» (Турнир).
  65. «Волшебник Изумрудного города» (Турнир).
  66. «Спор Знайки и Незнайки» (Турнир).
  67. «Кто встал в строй шахматных асов» (Награждение).
  68. «Кругосветное путешествие коня и слона» (Головоломка).
  69. «Хитрый котёнок» (Мат в один ход).
  70. «Азбука дебюта» (Дебютные принципы).
  71. «Азбука миттельшпиля» (Азбука середины игры).
  72. «Азбука эндшпиля» (Азбука окончания игры).
  73. «Шахматная этика».
  74. «Шахматный доктор Айболит».
  75. «Посвящение в шахматисты».

Васильева М.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector