Написать нам
Популярно
1   0   140

Социальная одарённость в развитии креативности дошкольников

Основная цель работы Центра развития – чтобы наши воспитанники были успешными в будущем, чтобы они могли легко адаптироваться в обществе и реализовать себя.

А это возможно, если сегодня в детских глазах будут отражаться любознательность, интерес, желание фантазировать, творить, познавать, открывать новый удивительный мир. Мы, педагоги и родители, должны помочь ребятишкам быть такими, а значит, помочь быть счастливыми.

Если говорить о деятельности психологической службы в области одарённости, то я не могу не остановиться на двух основных направлениях: диагностике и коррекции. Сначала изучаем (и мы собрали воедино методики, которые используем, и которые, на мой взгляд, являются наиболее продуктивными), а потом развиваем, корректируем. Самый эффективный метод диагностики — наблюдение.

Наблюдая, мы не только замечаем детские склонности и способности, высокую познавательную активность и высокий творческий потенциал, но и затруднения, тревожность, комплексы, которые могут переживать наши воспитанники, и которые тормозят процесс развития. Нельзя говорить ни о каких достижениях, если ребёнок психологически нездоров, если ему не комфортно, не присуще душевное спокойствие.

Как психологу мне хочется обратить внимание на важный факт: в жизни, как правило, добиваются многого (профессионального успеха, признания в обществе) не всегда те, у кого высокий интеллект или отличные художественные способности, а скорее те люди, которые обладают способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, люди, обладающие высоким организаторским талантом, или, другими словами, у которых развита социальная (коммуникативная) одарённость.

Если интеллектуальная или музыкальная одарённость закладывается ещё в генофонде, то социальную одарённость можно развивать практически у каждого человека. И самый благоприятный период — раннее и дошкольное детство.

89 процентов детей свободны и раскрепощены в общении (по результатам диагностики) в тех семьях, в которых складывается искренняя и дружелюбная атмосфера, в которых ценится межличностное общение. Мы стараемся донести до родителей значимость развития коммуникативной одарённости через консультации, встречи, беседы в семейной гостиной, «круглые столы», семинары.

Такие же формы работы практикуются с педагогами. Мы стараемся научить их развивать коммуникативные способности, организаторский талант, лидерские качества детей. Но считаю также очень важной формой работы тренинговые занятия, на которых педагоги учатся справляться с эмоциональной нестабильностью, внутренними барьерами, у них появляется возможность раскрыть себя, повысить свою самооценку, учатся свободно и открыто общаться с коллегами.

По результатам социометрических исследований 93% детей с развитой социальной одарённостью наблюдаются в группах, где работают педагоги с высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей.

Психологическое сопровождение начинается с периода раннего детства (специальные занятия по формированию психоэмоциональной сферы с использованием элементов современных психотерапевтических техник: сказкотерапии, психогимнастики, телесной терапии, релаксации и др.)

Занятия помогают детям снять психическое и физическое напряжение, раскрепоститься, расслабить своё тело, выразить себя, своё «Я», научиться общаться с помощью вербальных и невербальных средств, преодолевать барьеры в общении, правильно вести себя в игре. В этом возрасте «закладывается фундамент» серьёзного и продуктивного общения.

Как результат нашей совместной деятельности: 87% — «лидеры» и «предпочитаемые» дети в коллективе. Их принимают и уважают сверстники. Такие данные мы получили по результатам проведения социометрических исследований в группах.

Какие бы способности у своих воспитанников мы не развивали (будь то художественные или математические), на первый план ставим воспитание таких качеств, как чувство сопереживания, доверия, эмпатии — воспитание человека в человеке. Без этого общение не может быть лёгким и интересным.

О позитивных результатах работы нашего Центра развития можно судить по диагностике психологической готовности к школе: интеллектуальной, эмоциональной, личностной. 100% детей психологически готовы к поступлению в школу, из них 72% с высоким уровнем развития и выше среднего. Умение взаимодействовать, общаться отражено в процессе адаптации выпускников к школьной жизни:

  • 75% выпускников ДЦРР легко адаптировались к школе, быстро «влились» в коллектив, чувствуют себя уверенно и комфортно;
  • 23% имеют среднюю степень адаптации, т.е. испытывали некоторую тревогу;
  • у 2% (1 ребёнка) – тяжёлая степень адаптации. Причина — отрицательная мотивация к школе со стороны родителей.

Успешная адаптация к школьной жизни позитивно отразилась на уровне усвоения дошкольниками общеобразовательной программы 1 класса: 100% детей овладели программой на высоком и достаточном уровне. И это радует нас, педагогов, родителей. В дошкольном центре развития дети действительно развиваются, растут здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.

Е. Осколкова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress