---Совместная деятельность детей в разновозрастной группе
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

4   0   1603

Совместная деятельность детей в разновозрастной группе

Детская совместная деятельность требует такой её организации, которая предполагает, во-первых, наличие определённой мотивации этой деятельности,

а именно наличие общей цели (общего продукта труда), к достижению которой стремятся все дети; во-вторых, такое построение их совместной деятельности, при котором работа, выполняемая одним ребёнком, стояла бы в тесной зависимости от деятельности других детей. Оценка результата этой совместной деятельности, проводимая педагогом, позволяет сразу же видеть качество работы каждого участника и соответствующим образом реагировать.

Известно, что примерно с 2,5 лет появляются элементарные формы простейшей игровой организаторской деятельности. Ребёнок находит место в групповом действии, строит взаимоотношения и взаимодействие с другими детьми.

Сотрудничество в совместной деятельности трактуется как своеобразный вариант предметно-практической деятельности людей, соединяющий в себе две различные стороны: предметную и общение (М.И. Лисина, М.Г. Елагина, А.Г. Рузская, Н.И. Ганошенко).

Потребность в общении со сверстниками складывается к трём годам, а потребность в сотрудничестве со сверстниками появляется у детей после четырёх лет. Это обусловлено становлением сюжетно-ролевой игры. Общаясь со взрослыми, ребёнок усваивает определённые способы деятельности, которые воспроизводит в общении с другими детьми. Апробировать усвоенные эталоны деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками он может через позицию старшего по отношению к партнёру.

Для того чтобы общение дошкольников в процессе взаимодействия складывалось успешно, взрослый должен организовать совместную предметную деятельность детей и их субъектное взаимодействие. Наиболее совершенной формой взаимодействия, по мнению Д.А. Леонтьева, является интегрированная, когда партнёры имеют равные возможности для проявления активности.

Факт совместного пребывания детей разного возраста в группе дошкольного учреждения является недостаточным условием возникновения взаимодействия между ними. Необходима специальная организация взрослым совместной деятельности детей. В ходе исследований образовательного процесса разновозрастных групп выявлено, что в них, как правило, более результативно развивается младшая подгруппа детей. Имеет место так называемый «эффект двойной зоны ближайшего развития» (Е.Н. Герасимова). Для младших одна «зона» задаётся целенаправленными обучающими воздействиями взрослого, вторая — обучающими воздействиями старших детей — стихийными или организованными взрослым.

Важно, чтобы и младший, и старший ребёнок получали удовлетворение от совместной деятельности. Для этого дошкольникам необходимо овладеть общими способами взаимодействия в совместной деятельности под руководством педагога. Наиболее простой способ взаимодействия формируется при включении детей в совместную деятельность, носящую кооперативный характер. Результатом такой деятельности является общий продукт, который получается из частей, производимых каждым участником. Возможно использование и такого способа взаимодействия между младшим и старшим партнёрами, когда один из них дополняет результат деятельности другого. В качестве общего продукта, как правило, выступает совместный рисунок, постройка и т.п.

Совместная деятельность детей разного возраста может быть организована по типу конвейера — так, что между партнёрами возникнут отношения соподчинения. В этом случае старший ребёнок организует деятельность и руководит ею, а младший является её участником. Результат работы одного ребёнка становится исходным материалом для работы другого. Дети ставятся в зависимость друг от друга и вынуждены согласовывать свои действия. Такой способ взаимодействия представляет определённую трудность для дошкольников и требует специальных обучающих воздействий взрослого. Наиболее благоприятные условия для формирования указанных способов взаимодействия в совместной деятельности создаются в продуктивных её видах (изобразительная деятельность, конструирование).

Давидович Е.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector