Уголок уединения в детском саду

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

девочка лежит в уголке уединения

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения». Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

  • организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
  • создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.

Такое место в саду позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

Большое значение имеет оснащение уголка уединения. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».

Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть:

 

стаканчики для крика, подушки для битья;

коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);

коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);

зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);

набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);

коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);

маски;

массажные мячики;

кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;

подушка-плакучка, подушка-думалка;

«Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

 

Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:

театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);

 

тактильные, сенсорные коврики;

 

мозаика, пазлы;

 

игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);

 

шнуровка;

 

клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);

 

лоскутное панно;

 

дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

 

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате»

Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

«Потянулись»

И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Е. Соловьева

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх