3 +  RSS  Написать нам
4   0   90

Управление методической работой в ДОУ на современном этапе

В последнее время прослеживается тенденция притока в учреждения дошкольного образования молодых специалистов, педагогов, не имеющих дошкольного образования. Поэтому сильно снижается общий профессиональный уровень дошкольного учреждения.

Сегодняшние требования к педагогическим работникам не ограничиваются только лишь стажем работы. Нынешний педагог обязан быть профессионалом своего дела. На современном этапе востребован не просто воспитатель, а педагог: исследователь, психолог, технолог.

Задача же руководителя ДОУ — создать условия для профессионального роста педагогов, повышение их профессионального мастерства.

Меня как руководителя всегда волновало, когда же педагоги смогут стать творцами не вопреки, а благодаря методической работе? Можно ли вдохнуть новую жизнь в содержание методической работы, тем самым увеличив воздействие на качество образовательной работы с детьми? Существуют ли такие формы работы, которые действительно смогут «расковать» творческие возможности педагогов? Ответы на эти вопросы я видела в обновлении методической работы за счёт сокращения её малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменения технологии проведения разных видов семинарских занятий; формировании новых педагогических воззрений; коррекции сложившихся установок на педагогическую деятельность; оптимальном учёте современных реалий.

В этой связи хочется отметить, что я ни в коем случае не отрицаю использование устоявшихся, традиционных форм методической работы, а предполагаю их постоянное обогащение и повышение эффективности, их новаторское применение, использовании активных форм и интерактивных методов. Приоритет в методической работе должен отдаваться современным образовательным технологиям:

— модульной технологии: предполагает активность педагогов, определенную логику их действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, гибкое управление деятельностью педагога, переходящее в самоуправление.

— технологии информационного обучения: опирается на новые формы сотрудничества — современные средства коммуникаций (электронная почта, доступ к образовательным сайтам, электронным библиотекам, форумам и др.).

При организации методической работы для развития субъектной позиции педагогических работников необходимо обеспечить условия, в которых каждый педагог мог бы раскрыть в себе качества субъекта: избирательность, активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Этими условиями являются:

  • Изучение профессиональных интересов и потребностей педагогов.
  • Создание каждому педагогу ситуации успеха в профессиональной деятельности.
  • Постановка и совместное решение проблем.
  • Предоставление свободы выбора
  • Развитие рефлексии.
  • Диалоговое взаимодействие.
  • Творческие задания.

В рамках организации методической работы в ДОУ необходимо не упустить своевременное повышение квалификации педагогов, которое может быть базовым (через 5 лет), целевым и тематическим. Эта форма значительно влияет на квалификационный и образовательный уровень педагогов ДОУ.

Важным фактором в методической работе является организация самообразования педагогов. Творчество и личная инициатива всегда присущи деятельности хорошего воспитателя.

Для управления методической работой в детском саду руководителю очень важно сочетать моральные и материальные стимулы, не допуская их противопоставления.

Важнейшим фактором стимулирования педагогического творчества является осознание цели. Руководителю ДОУ необходимо постоянно заботиться о том, чтобы каждый педагог чётко видел дальние, средние и ближние цели своей работы, умело их формулировать, чтобы они никогда не забывались, не превращались в нечто размытое в сознании.

Один из наиболее простых механизмов творчества – подражание. Если оно не механическое, а органично соответствует личности того, кто заимствует, кто воспроизводит чьи-то лучшие находки, то по отношение к его прежнему опыту подражание можно считать первой степенью творчества.

Другой механизм творчества – официальное или неофициальное наставничество, общение, влияние личности одного педагога на других, руководителя на коллектив. Иногда творческий потенциал у педагога дремлет, т.к. очень слаб, но вот появляется руководитель, который нашёл ключ к его душе, усилия руководителя стали совпадать по характеру и возможностям с индивидуальностью педагога, его собственными усилиями по своему развитию, и происходит всплеск творческой активности.

Мощным фактором стимулирования педагогического изобретательства, новаторства является предоставление педагогу возможности самовыражения, что реализуется как открытые занятия, выступления с рассказом о своём опыте перед коллегами или на районном, городском или областном уровне. При оценке и анализе опыта творческого педагога руководителю ДОУ следует подсказать, предложить педагогу форму общения, описания, представления своего опыта. Сначала это может быть выступление на семинаре или конференции в детском саду, затем педагогу предоставляют возможность выступить на районном, городском, краевом форуме, предлагают написать статью в газету или журнал.

Необходимым фактором стимулирования педагогического творчества может и должна стать аттестация педагогов, построенная на основе всестороннего контроля и анализа их деятельности. Аттестация должна не просто фиксировать наличие творческого потенциала у хорошего педагога, а ежегодно отмечать его развитие. В результате создания условий для повышения педагогического мастерства педагоги успешно проходят аттестацию, в том числе и на высшие квалификационные категории.

Предметом особой заботы руководителя ДОУ должно стать стимулирование творчества молодых специалистов.

Пусть их инициативы не всегда глубок, иногда рассчитан на внешний, краткосрочный успех, но даже такие инициативы – объективно творческие. Важно не упустить творческую искру в коллективе молодых.

О. Рагачёва


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress