Написать нам
Популярно
1   0   146

Влияние нарушения слуха на развитие познавательных процессов у дошкольников

Проблема нарушений слуха у детей раннего и дошкольного возраста сегодня остро волнует всех — как родителей, так и педагогов. Именно таким детям нужны особая помощь, чуткость, особое внимание.

Насколько мы, взрослые, поможем такому ребёнку, настолько мы будем затем ощущать пользу от такой помощи, от такого соучастия в судьбе малыша.

У детей дошкольного возраста формируется интерес к окружающему миру, познанию предметов и явлений и связей между ними. Но основой познания является чувственное познание — процессы восприятия, наглядные формы мышления. Процессы чувственного познания спонтанно начинают развиваться в дошкольный период и у детей с нарушением слуха, но этот процесс характеризуется качественным своеобразием и отставанием во временном отношении.

Дети с патологией слуха не ищут адекватных результативных способов решения проблемных ситуаций, а пытаются её разрешить только действием силой для достижения результатов на протяжении всего дошкольного возраста, тогда как у слышащих детей действия силой нет даже у младших дошкольников. Дошкольники с нарушением слуха прибегают к многократным пробам, фиксируя внимание при выполнении практических заданий в основном на цели, а не на способах её достижения.

При нормальном речевом развитии ребёнок учится пользоваться средствами языка, не изучая его, а присваивая эти средства в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Слуховое восприятие и речевая среда являются обязательным условием для развития речевых движений, речи.

Влияние нарушения слуха на голосовые и артикуляционные реакции проявляется не сразу. В первые два-три месяца жизни различия между ребёнком с нарушением слуха и слышащим почти не обнаруживаются. У слабослыщащего ребёнка появляются различные голосовые и артикуляционные реакции.

Из-за отсутствия слуха малыш не может овладеть даже совсем небольшим запасом слов, который появляется у слышащих детей в конце первого — начале второго года жизни.

Вместе с тем, маленькие дети с нарушением слуха имеют довольно звонкие голоса, естественный смех, плач, отдельные звуки у них носят характер речевых вокализаций и воспроизводятся ими в игровых ситуациях. Появляется лепет, но отсутствие обратной связи обуславливает постепенное угасание всех речевых предпосылок. Без специального обучения речи количество голосовых реакций с возрастом сокращается, они становятся более однообразными, иногда исчезают совсем.

В то же время среди некоторых слабослышащих детей можно наблюдать речевые проявления несколько другого характера: непроизвольное артикулирование, несоотнесённый лепет, усечённые слова, короткая фраза, приближенное произнесение речевого материала при сопряженно-отражённом проговаривании и т. д. Эту группу детей часто диагностируют как детей с недоразвитием речи. В то время как все эти речевые недостатки являются следствием нарушения слуха, которое может проявляться в восприятии шепотной речи менее шести метров.

Но каким бы ни был исходный уровень речевых проявлений, развитие речи и других познавательных процессов у ребёнка с нарушением слуха представляется невозможным без специального обучения. Ранний возраст, с которого начинается коррекционно-воспитательная работа с глухим или слабослышащим ребёнком, позволяет наиболее полно использовать сензитивный период как для развития речи, так и для всех других сторон познавательной деятельности.

При своевременном выявлении такой категории детей, их диагностировании и специальной системной коррекционной работы, дети с нарушениями слуха могут достичь и достигают высокого уровня развития, приближаясь таким образом к нормально слышащим и нормально развивающимся детям.

Т. Обухова, Н. Умецкая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress