Написать нам
Популярно
Лайк   1   259

Родительское собрание: «Воспитание мальчиков и девочек в семье»

Воспитание мальчиков и девочек в семье

Цель родительского собрания:

помочь родителям осознать значимость проблемы полового воспитания детей и роль семьи в этой работе; познакомить с содержанием, формами и методами работы по проблеме половой идентификации детей в учреждении дошкольного образования; побудить к активному взаимодействию с педагогами в обсуждении указанной проблемы; познакомить с результатами диагностического обследования по методике «Моя семья».

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей «Половое воспитание дошкольников».
  • Диагностическое обследование «Моя семья».
  • Оформление родительского уголка «Мальчики и девочки».
  • «Копилка вопросов» — сбор вопросов,  интересующих родителей по данной теме.
  • Составление рекомендаций «Особенности воспитания мальчиков в семье», «Особенности воспитания девочек в семье».

Проведение занятия с детьми «Мальчики и девочки».

мальчик и девочка с цветами фото

Ход собрания

Ведущий (В.). Уважаемые родители! Наше сегодняшнее родительское собрание посвящено достаточно сложной проблеме — половому воспитанию детей. Сейчас отношение к проблеме изменилось и в педагогике, и в медицине, и в психологии. Мы предлагаем построить наш вечер таким образом. Сначала посмотрим занятие с детьми по теме, которую сегодня обсуждаем. Затем поговорим о том, какие качества необходимо воспитывать в наших мальчиках и девочках: этот вопрос, судя по «Копилке вопросов», вас очень волнует. Поможет нам в этом педагог социальный.

Познакомим вас с результатами теста, который убедительно показывает, как ощущает себя ребёнок в семье, к кому из её членов чувствует себя ближе. Во время просмотра занятий понаблюдайте за своим ребёнком, за тем, как он себя ведёт, как усваивает информацию. Используя методику «Цветопись», оцените деятельность своего ребёнка. Для этого выберите один из разноцветных кружков: зелёный, если деятельность ребёнка на занятии была, на ваш взгляд, успешной; красный — если ребёнок ничего не усвоил.
Обсуждение качеств, которые необходимо воспитывать в наших мальчиках и девочках.

Педагог социальный. Уважаемые родители! Чтобы обсуждать тему, необходимо определить, что такое половое воспитание. (Высказывания родителей.) Половое воспитание ребёнка заключается в следующем:

  • овладение культурой взаимоотношений полов;
  • формирование адекватной полу модели поведения;
  • правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

Буквально все основные категории педагогики говорит о том, что половое воспитание начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но, как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют информацией по данной теме в достаточном объёме, и не все считают, что половое просвещение необходимо.

В рамках полового воспитания происходит половая идентификация ребёнка — он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала под руководством взрослых, в соответствии с общепринятыми традициями, через подражание взрослым ребёнок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно типичное поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребёнка, и он подражает взрослому, копируя даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Одновременно происходит дифференциация в предпочтениях игр, игрушек — так дети пробуют себя в роли мужчин или женщин. Девочки знают и умеют больше в сфере быта, а мальчики — в сфере техники.

Развитие самосознания приводит к осознанию себя как мальчика или девочки. В 3—4 года ребёнок уже знает, кто он, но не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Как уже отмечалось, ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит прежде всего в семье. Ребёнок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки — на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сёстрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее.

Если в семье отсутствует папа, то мальчик развивается скорее как девочка: у него формируются покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому одинокой маме необходимо предоставлять сыну возможность общаться со взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями.

Половая идентичность, т.е. принятие стиля того или иного взрослого, формируется у детей к 5—6 годам как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени они понимают, что пол — это навсегда: мальчик, когда вырастет, станет мужчиной, а девочка — женщиной.

А теперь давайте выясним, с каким полом идентифицируют себя дети. Все знают, кто они — мальчики или девочки, но не все могут объяснить, откуда знают это. Некоторые объясняют так.

Яна. Узнала, что она девочка из-за того, что носит серёжки.

Ксения. Об этом мне сказали мама и папа.

Карина. Я девочка, потому что у меня такое лицо красивое.

Настя. Я смотрела в зеркало, у меня длинные волосы. Значит, Алёна, Вика и я — девочки.

Паша. Узнал по имени.

Женя, Дима. Мы — мальчики, потому что у нас нет косичек, юбок и серёжек.

Рома. Я мальчик, потому что меня мальчиком называли родители и Ромой тоже называли.

Педагог социальный. Отвечая на вопрос «Чем отличается мальчик от девочки?», практически все дети говорят, что мальчики и девочки отличаются одеждой, обувью, волосами, руками и ногами, головой. Некоторые говорят так.

Даша. Девочки ходят красивее, а в остальном все одинаковые.

Даник. Мальчик чуть-чуть постарше, он взрослый, а девочка поменьше.

В. Мы приготовили для вас материал на тему «Качества, которые важно воспитывать в мальчиках и девочках». В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность и т.д.). Отберите те, которые вы хотели бы видеть у своего сына или дочери (положите их слева), а те качества, которые вас совсем не устраивают и вы приложите все усилия, чтобы изжить их в своём ребёнке, — положите справа.

Теперь сравним ваши ожидания с тем, что, как утверждают психологи, является признаком пола. Принципиальных различий нет. Конечно, все мы хотим, чтобы дочь выросла мягкой, доброй, заботливой, красивой, изящной, а сын был сильным, мужественным, предприимчивым. И, конечно, никто не выбрал в качестве желательных качеств для своего ребёнка агрессивность, истеричность.

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребёнок в семье, к кому из её членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи (методика «Ладошка» по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребёнка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься…

В. Невозможно обсудить все волнующие нас вопросы полового воспитания детей на одном собрании, поэтому в родительском уголке мы будем периодически помещать информацию с ответами на ваши вопросы из «Копилки вопросов». На часть из них мы ответили в очередном номере газеты «Дружная семейка», посвящённом воспитанию наших девочек и мальчиков.

В. Обменяемся впечатлениями о нашем собрании. На этот раз предлагаем методику «Поговорки — зеркало настроения». Прочитайте, пожалуйста, список поговорок. Выберите из них одну или две, которые вам особенно понравились и которые в наибольшей степени соответствуют вашему настроению. Если хотите, можно воспользоваться любыми другими изречениями. Выбрав поговорки, прокомментируйте их.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Смелость города берёт.
Отец — рыбак, и дети в воду смотрят.
В семье и каша гуще.
Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь.
Учение — путь к умению.
Как приучишь — так и будет.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Не знать — не стыд, стыдно не хотеть знать.
Жить — значит учиться.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Куда иголка, туда и нитка.
От прямого дерева — прямая тень.
Вокруг тёплой души всегда уютно.

О. Фиясь, О. Сыманович


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Елена:

    Тема этой статьи на мой взгляд очень актуальна. Мне кажется, что об этом нужно говорить не только с родителями, но и с детьми. Буду рада, если материалы моего сайта  помогу это сделать родителям http://www.pedpartnerstvo.ru
      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress