Популярно
1   0   111

Взаимодействие шестилетнего ребёнка с братьями и сёстрами

В своих семьях шестилетний ребёнок живёт и взаимодействует не только со взрослыми. У многих детей кроме родителей, бабушек, дедушек есть братья и сёстры (сиблинги).

Общаясь с ними, ребёнок (переходного к школе возраста также) приобретает особый опыт, отличающийся от того, который он получает в процессе взаимодействия со взрослыми членами семьи. Этот опыт, как и тонкая сетка отношений, возникающая между сиблингами, оказывает немалое влияние на развитие каждого члена этого созвездия, их психологического здоровья. И это неудивительно, поскольку сиблинги вместе проводят немало времени — играют, конструируют, сотрудничают, подражают друг другу. Иногда они соперничают, спорят, вступают в драку, проявляют соперничество—ревность, но чаще стремятся утешить, оградить от обидчика (старший младшего), помогают друг другу. Нередко между ними возникает дружба, сильная привязанность, которая по прочности может не уступать привязанности родителей к ребёнку.

Какое воздействие оказывают друг на друга сиблинги? В чём оно сказывается на ребёнке переходного к школе возраста?

Характер этого типа влияния во многом определяется тем, каково положение нашего шестилетки в созвездии «братьев и сестёр», что характерно для взаимоотношений сиблингов. Близкие, тёплые взаимоотношения между ними, проявление заботливости, внимания в отношении друг к другу способствуют возникновению чувства защищённости, возникновению и развитию эмоциональной децентрации, эмпатии, так значимых для эмоционально-личностной психологической готовности к школе, психологического здоровья шестилетнего ребёнка. Негативные же взаимоотношения, конфликтность, напряжённость в данной системе оказывают отрицательное влияние как на его психологическое здоровье, так и связанную с ним готовность к школе.

Каковы факторы, причины, влияющие на характер взаимоотношений сиблингов?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Некоторые психологи связывают его с порядком рождения ребёнка. Старшие братья (сёстры) становятся важными моделями, поведению которых младшие дети в семье подражают. Так, если у мальчика есть старший брат или у девочки — старшая сестра, они проявляют, как правило, более типичное для данного пола поведение, нежели те дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье [Koch, Bosenberg и др.]. Первенец в семье может получить больше тепла и внимания, чем более поздние дети.

В ряде исследований обнаружено влияние порядка рождения на интеллект и достижения ребёнка. При этом первенец имеет здесь явное преимущество перед остальными детьми в семье. Немало зависит и от разницы в возрасте между детьми.

Замечено: чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения сиблингов на их развитие (Sutton-Smith и др.).

Может ли негативно повлиять на развитие ребёнка старшего дошкольного возраста появление в семье младшего братика (сестрички)? Да, и, к сожалению, нередко так и бывает. Но совсем необязательно.

Некоторые психологи (Д. Кендрик, М. Раттер и др.) склонны считать, что характер взаимоотношений между сиблингами обусловлен прежде всего отношениями в системе «мать—ребёнок». Эти отношения проявляются в различных жизненных ситуациях, особенно же они важны в период ломки, расстройства сложившихся отношений ребёнка со значимыми членами семейной микросреды, депривации (приобретение брата или сестры, потеря их). Мать, которая откровенно беседует со своим первенцем о потребностях и чувствах новорожденного, предлагает участвовать в обсуждении и принятии решений относительно ухода за ним, способствует развитию доверительных, тёплых отношений между сиблингами.

Если же матери не обсуждают со своими первенцами появившихся на свет братьев и сестёр, не стимулируют сопереживание, сорадость по поводу новых достижений, развития младшего ребёнка, тем самым они снижают вероятность, что их дети найдут общий язык. Замечено также, что первенцы-девочки, для которых характерна особенно глубокая привязанность к матери, склонны враждебно реагировать на появление младших сестры или брата. У тех же, в свою очередь, складываются негативные установки по отношению к старшим сёстрам, что также отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей.

Интересные и ценные данные относительно вариантов влияния положения «в созвездии братьев и сестёр» на их характер, целостное состояние личности приводит А. Адлер. Так, по поводу младшего в семье ребёнка он замечает: «Если младший ребёнок не может затмить старших, он часто уклоняется от своих обязанностей, становится трусом и вечным нытиком… Младший ребёнок ведёт себя так, как будто он чувствует себя неполноценным и обойдённым вниманием».

Один из примеров такого поведения показывает нам Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», нередко страдающий от одиночества, опасающийся тем, что когда он вырастет, то ему от старшего брата по наследству, так же как и игрушки и одежда достанется и старая жена.

Важно не оставлять без внимания «созвездие братьев и сестёр», содействовать развитию у детей интереса, внимания, заботливости, по отношению друг к другу чувства «мы», при этом создавая возможность каждому проявить свою индивидуальность, развить позитивную «Я-концепцию». Такая позиция взрослых значима; она необходима для возникновения той радости, счастья общения, о которой писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Я.Л. Коломинский,
доктор психологических наук, профессор

Е.А. Панько,
кандидат психологических наук, профессор

Е.Ч. Алехнович,
кандидат психологических наук, доцент


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress