Написать нам
Лайк   0   169

Забота о психологическом здоровье ребенка

Психологическое здоровье ребёнкаПсихологическая забота предполагает внимание родителей к вопросам формирования у него так называемого «базового доверия к миру».

В основе его – внутренняя уверенность: мир, в который ты пришел, добр, уютен, он ждал тебя, в нем есть для тебя свое особое место, ты можешь быть открыт этому миру.

Многие специалисты, как в области детства, так и психологического здоровья, придают формированию доверия к миру в раннем возрасте основополагающее значение.

Считается, что на основе именного этого чувства впоследствии возникает жизненный оптимизм, вера в то, что все плохое пройдет – «ветер весенний тучи развеет, солнце над миром взойдет»,  и в твоей личной жизни также – несмотря на сегодняшние трудности, все кончится благополучно. Такая жизненная позиция чрезвычайно значима для психологического здоровья, она помогает человеку не падать духом.

При временных неудачах – «не вешать нос», не впадать  в депрессию, не опускать «крылья». Основы же её закладываются на самых ранних этапах жизни, при формировании у малыша базового доверия  к миру, к людям, его окружающим и прежде всего – родителям.

Доверие к родителям возникает не инстинктивно.

Его ростки появляются и укрепляются по мере развития эмоций ребенка, его познавательной сферы, удовлетворения потребностей малыша, освоения им ряда социальных ролей.

Особое значение в этом процессе принадлежит эмоциональной привязанности.

Прежде всего – надежная, прочная привязанность. Замечено: те, кто демонстрировал прочную, надежную привязанность в младенчестве и раннем детстве, устанавливали впоследствии более близкие дружественные отношения, у них было меньше конфликтов со сверстниками, нежели у детей с отношениями непрочной привязанности.

«Когда младенцы с отношениями прочной привязанности вырастают, их общение с другими людьми в целом приносят большее удовлетворение всем участникам взаимодействия, и прежде всего – им самим». К такому выводу, разделяемому многими специалистами в области детства, приходит известный детский психолог Роберт Кайл. Прочная привязанность, полагают психологи, способствует формированию доверия к людям и уверенности в них, а это приводит к более искусному, гибкому взаимодействию в последующие периоды детства.

Что важно для формирования надежной, безопасной привязанности?

Замечено, что родители, к которым их сыновья (дочери) испытывают прочную, безопасную привязанность, как правило, незамедлительно и позитивно реагируют на любые попытки своих детей привлечь к себе внимание и отвечают на сигналы, от них исходящие (взгляд, плач, улыбка, гуление, лепет и т.п.).

Реакции таких родителей на действия детей, их состояния предсказуемые и адекватные – в значительной степени благодаря сензитивности, высокой чувствительности в отношении малыша, его желаний, состояния.

Так, родители, к которым их дети испытывают прочную, безопасную привязанность, владеют специфическим языком плача как способа передачи эмоций, состояния: они различают плач-протест от плача-требования, плач-просьбу от плача-жалобы, плача-разрядки… Понимающая язык ребенка мама имеет целый ряд преимуществ. Её действия в отношении малыша адекватны и своевременны, она не позволит ему долго ни кричать, ни плакать.

В начале своей жизни малыш особо нуждается во внимании взрослого, его доброжелательном отношении к себе, в ласке. Эта потребность малютки может быть удовлетворена посредством непосредственного, ситуативного эмоционально-личностного общения.

Такое общение предполагает отношение к ребенку авансом как к полноценной личности, интересной и желанной. Владеющий секретами эмоционально-личностного взаимодействия взрослый разговаривает с ним как с разумным партнером по общению, как будто  малютка способен понять все его слова, действия. Он открыто проявляет интерес к индивидуальности ребенка и выражает свои чувства по отношению к нему, широко используя мимику, интонации, речь, жесты; реагирует на разные эмоциональные проявления малыша (голосовые интонации, плач, движения, мимику).

К концу года малыш испытывает потребность не только в ласке, внимании, но также в сотрудничестве со взрослым при освоении нового для него мира, знакомстве с предметами, его окружающими. 

На 2-3 году жизни она все чаще и явственней дает о себе знать. Здесь уже требуется другое общение, иное содержание взаимодействия. Деловые мотивы общения ребенка удовлетворяются в процессе ситуативно-деловой формы общения.

Наиболее часто потребность в таком общении проявляли дети в начале овладения предметной деятельностью, тревожные и невротические, испытывающие дефицит в ласке, теплоте. Взрослый, гибко изменяющий содержание своего общения с малышом, умеющий «подстроить» его под имеющиеся и зарождающиеся у малыша новые мотивы общения, имеет немало преимуществ. Именно такой человек и вызывает у ребенка чувство доверия, к нему и направляет малыш прежде всего свою привязанность.

Не следует откладывать формирование базового доверия к миру у ребенка на «потом». Младенческий и ранний возрастные периоды – самые благоприятные для этого.

«Потом» для установления такого отношения, возникновения чувства безопасности потребуется значительно больше усилий и времени, а возможно, и вообще не удастся его сформировать. И тогда его место займут – недоверие к миру, боязнь, озлобленность, а потом, возможно и пессимизм, депрессия. Первое базовое доверие к миру намного лучше – не только для ребенка, и для его родителей также.

Существенный вклад в формирование базового доверия к миру могут внести и отцы, которым, однако, далеко не всегда удается сразу наладить контакт с малышом.

Папам целесообразно в процессе взаимодействия с ребенком вначале использовать те действия, к которым малыш уже привык, общаясь с мамой, и которые ему приятны (поиграть в знакомую малышу игру, спеть песенку, которая ему нравится и т.п.). Папа может выработать и свои способы взаимодействия. Вполне возможно, что они очень понравятся малышу и окажутся даже более эффективными, нежели те, которыми пользуется мама. Но общаясь с ребенком, папам все же следует не забывать о важном правиле: удовлетворять, прежде всего, потребности малыша, а не свои.

Среди наиболее распространенных любимых занятий многих малышей со своими папами – путешествие по квартире (улице) на плечах у папы, игры с мячом, конструктором, кубиками.

Если в семье есть старшие брат (сестра), они также могут внести в этот процесс свою лепту. Установлению теплых отношений, доверию между сиблингами (братом, сестрой) способствует и нередко используемый при этом ими свой детский язык. Однако, в случае, когда разница в возрасте детей невелика, не следует оставлять их вместе без присмотра. Ведь у такого маленького помощника еще нет многого, что так необходимо для безопасности малютки, да и относится он к своему младшему братику (сестричке) пока скорее как к кукле.

Очень важно не давать резкую отрицательную оценку действиям старшего ребенка по отношению к малышу, не отстранять старшего брата (сестру) от участия в уходе за младшим братиком (сестричкой), его воспитании, так как подобное поведение родителей создаст серьезный барьер в установлении в будущем эмоционально близких, доверительных отношений между сиблингами.

Позитивная оценка проявлений старшим ребенком внимания, заботы, ласки по отношению к младшему брату (сестре), стимулирование тактильного контакта, огромное терпение и тактичность в процессе руководства взаимодействием сиблингов – залог успеха в установлении и укреплении эмоционально теплых, доверительных отношений детей друг к другу, формировании у них базового доверия к миру.

Основоположник гуманистической психологии А.Маслоу считал, что здоровый человек – это, прежде всего, счастливый человек. Приложим усилия, чтобы наши дети были счастливыми. Шансов скорее достичь этого больше в семьях, где счастливы сами родители.

Е.Панько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress