Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
1   0   290

Забота о психологическом здоровье ребенка

Психологическое здоровье ребёнкаПсихологическая забота предполагает внимание родителей к вопросам формирования у него так называемого «базового доверия к миру».

В основе его – внутренняя уверенность: мир, в который ты пришел, добр, уютен, он ждал тебя, в нем есть для тебя свое особое место, ты можешь быть открыт этому миру.

Многие специалисты, как в области детства, так и психологического здоровья, придают формированию доверия к миру в раннем возрасте основополагающее значение.

Считается, что на основе именного этого чувства впоследствии возникает жизненный оптимизм, вера в то, что все плохое пройдет – «ветер весенний тучи развеет, солнце над миром взойдет»,  и в твоей личной жизни также – несмотря на сегодняшние трудности, все кончится благополучно. Такая жизненная позиция чрезвычайно значима для психологического здоровья, она помогает человеку не падать духом.

При временных неудачах – «не вешать нос», не впадать  в депрессию, не опускать «крылья». Основы же её закладываются на самых ранних этапах жизни, при формировании у малыша базового доверия  к миру, к людям, его окружающим и прежде всего – родителям.

Доверие к родителям возникает не инстинктивно.

Его ростки появляются и укрепляются по мере развития эмоций ребенка, его познавательной сферы, удовлетворения потребностей малыша, освоения им ряда социальных ролей.

Особое значение в этом процессе принадлежит эмоциональной привязанности.

Прежде всего – надежная, прочная привязанность. Замечено: те, кто демонстрировал прочную, надежную привязанность в младенчестве и раннем детстве, устанавливали впоследствии более близкие дружественные отношения, у них было меньше конфликтов со сверстниками, нежели у детей с отношениями непрочной привязанности.

«Когда младенцы с отношениями прочной привязанности вырастают, их общение с другими людьми в целом приносят большее удовлетворение всем участникам взаимодействия, и прежде всего – им самим». К такому выводу, разделяемому многими специалистами в области детства, приходит известный детский психолог Роберт Кайл. Прочная привязанность, полагают психологи, способствует формированию доверия к людям и уверенности в них, а это приводит к более искусному, гибкому взаимодействию в последующие периоды детства.

Что важно для формирования надежной, безопасной привязанности?

Замечено, что родители, к которым их сыновья (дочери) испытывают прочную, безопасную привязанность, как правило, незамедлительно и позитивно реагируют на любые попытки своих детей привлечь к себе внимание и отвечают на сигналы, от них исходящие (взгляд, плач, улыбка, гуление, лепет и т.п.).

Реакции таких родителей на действия детей, их состояния предсказуемые и адекватные – в значительной степени благодаря сензитивности, высокой чувствительности в отношении малыша, его желаний, состояния.

Так, родители, к которым их дети испытывают прочную, безопасную привязанность, владеют специфическим языком плача как способа передачи эмоций, состояния: они различают плач-протест от плача-требования, плач-просьбу от плача-жалобы, плача-разрядки… Понимающая язык ребенка мама имеет целый ряд преимуществ. Её действия в отношении малыша адекватны и своевременны, она не позволит ему долго ни кричать, ни плакать.

В начале своей жизни малыш особо нуждается во внимании взрослого, его доброжелательном отношении к себе, в ласке. Эта потребность малютки может быть удовлетворена посредством непосредственного, ситуативного эмоционально-личностного общения.

Такое общение предполагает отношение к ребенку авансом как к полноценной личности, интересной и желанной. Владеющий секретами эмоционально-личностного взаимодействия взрослый разговаривает с ним как с разумным партнером по общению, как будто  малютка способен понять все его слова, действия. Он открыто проявляет интерес к индивидуальности ребенка и выражает свои чувства по отношению к нему, широко используя мимику, интонации, речь, жесты; реагирует на разные эмоциональные проявления малыша (голосовые интонации, плач, движения, мимику).

К концу года малыш испытывает потребность не только в ласке, внимании, но также в сотрудничестве со взрослым при освоении нового для него мира, знакомстве с предметами, его окружающими. 

На 2-3 году жизни она все чаще и явственней дает о себе знать. Здесь уже требуется другое общение, иное содержание взаимодействия. Деловые мотивы общения ребенка удовлетворяются в процессе ситуативно-деловой формы общения.

Наиболее часто потребность в таком общении проявляли дети в начале овладения предметной деятельностью, тревожные и невротические, испытывающие дефицит в ласке, теплоте. Взрослый, гибко изменяющий содержание своего общения с малышом, умеющий «подстроить» его под имеющиеся и зарождающиеся у малыша новые мотивы общения, имеет немало преимуществ. Именно такой человек и вызывает у ребенка чувство доверия, к нему и направляет малыш прежде всего свою привязанность.

Не следует откладывать формирование базового доверия к миру у ребенка на «потом». Младенческий и ранний возрастные периоды — самые благоприятные для этого.

«Потом» для установления такого отношения, возникновения чувства безопасности потребуется значительно больше усилий и времени, а возможно, и вообще не удастся его сформировать. И тогда его место займут – недоверие к миру, боязнь, озлобленность, а потом, возможно и пессимизм, депрессия. Первое базовое доверие к миру намного лучше – не только для ребенка, и для его родителей также.

Существенный вклад в формирование базового доверия к миру могут внести и отцы, которым, однако, далеко не всегда удается сразу наладить контакт с малышом.

Папам целесообразно в процессе взаимодействия с ребенком вначале использовать те действия, к которым малыш уже привык, общаясь с мамой, и которые ему приятны (поиграть в знакомую малышу игру, спеть песенку, которая ему нравится и т.п.). Папа может выработать и свои способы взаимодействия. Вполне возможно, что они очень понравятся малышу и окажутся даже более эффективными, нежели те, которыми пользуется мама. Но общаясь с ребенком, папам все же следует не забывать о важном правиле: удовлетворять, прежде всего, потребности малыша, а не свои.

Среди наиболее распространенных любимых занятий многих малышей со своими папами – путешествие по квартире (улице) на плечах у папы, игры с мячом, конструктором, кубиками.

Если в семье есть старшие брат (сестра), они также могут внести в этот процесс свою лепту. Установлению теплых отношений, доверию между сиблингами (братом, сестрой) способствует и нередко используемый при этом ими свой детский язык. Однако, в случае, когда разница в возрасте детей невелика, не следует оставлять их вместе без присмотра. Ведь у такого маленького помощника еще нет многого, что так необходимо для безопасности малютки, да и относится он к своему младшему братику (сестричке) пока скорее как к кукле.

Очень важно не давать резкую отрицательную оценку действиям старшего ребенка по отношению к малышу, не отстранять старшего брата (сестру) от участия в уходе за младшим братиком (сестричкой), его воспитании, так как подобное поведение родителей создаст серьезный барьер в установлении в будущем эмоционально близких, доверительных отношений между сиблингами.

Позитивная оценка проявлений старшим ребенком внимания, заботы, ласки по отношению к младшему брату (сестре), стимулирование тактильного контакта, огромное терпение и тактичность в процессе руководства взаимодействием сиблингов – залог успеха в установлении и укреплении эмоционально теплых, доверительных отношений детей друг к другу, формировании у них базового доверия к миру.

Основоположник гуманистической психологии А.Маслоу считал, что здоровый человек – это, прежде всего, счастливый человек. Приложим усилия, чтобы наши дети были счастливыми. Шансов скорее достичь этого больше в семьях, где счастливы сами родители.

Е.Панько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress