RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
1   1   960

Развивающие игры для развития логического мышления у дошкольников

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для ребенка. Посредством игры он проходит свой путь развития.

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих играх уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них — имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация на достижение успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. Дошкольники усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, планировать свои действия.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослого в исправлении нелогичности детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию внимания, памяти, логического мышления я проводила с использованием развивающих игр в три этапа.

При первичной диагностике оценки уровня мышления детей этой группы было выявлено:

  • с высоким уровнем развития — 30%;
  • со средним уровнем развития — 25%;
  • с уровнем ниже среднего — 25%;
  • с низким уровнем развития — 20%.

Воспитанники этого возраста часто рассеянны, несобранны, невнимательны. Именно поэтому у них возникают трудности с правильностью рассуждений.

I этап. Развитие внимания и памяти детей.

Используются игры развивающего характера.

II этап. Поисковые действия  умственного и практического плана, частичное мысленное решение задачи.

1. Например, воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы будем решать новые, более сложные задачи на смекалку. Составьте из палочек фигуру (показывает) и расскажите, из каких геометрических фигур она состоит». Условие: дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.

Воспитатель помогает детям найти способы решения: «Подумайте, какие палочки надо убрать, чтобы квадратов стало меньше, не торопитесь. Убирать палочки можно только в том случае, если уменьшается количество квадратов в фигуре». Решение проверяется у доски.

2. Условие: дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получились 4 треугольника.

После анализа и уточнения условия задачи воспитатель спрашивает, кто из детей уже догадался как ее решить. Некоторые ребята высказывают предположительное решение так, чтобы не слышали другие. Воспитатель предлагает им проверить свои догадки практически. Поощряет действия, направленные на мысленное решение, подчеркивает, что есть несколько решений, которые и зарисовываются на доске. После ряда попыток дети догадываются о необходимости пристроения (перестроения) палочек.

III этап. Поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур (по 6 в каждой). Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Различия состоят в видах, форме, расположении, окраске. Для решения необходимо отвлечься (абстрагироваться) от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак, который состоит в том, что все фигуры, изображенные слева, белые (контурные), а справа — черные (силуэтные).

Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому их решение осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать и анализировать их условие.

Обучение дошкольников решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении двух групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Последовательность выполнения детьми 6—7 лет таких задач следующая:

1. Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой.

2. Сравнивая группы изображения предметов, найти один признак отличия всех фигур одной группы от фигур другой.

«Слева-справа»

Цель: упражнять детей в самостоятельном решении задач, доказательстве правильности или ошибочности решения с помощью результатов анализа групп фигур, составления обобщенных признаков двух групп.

Материал: таблицы с изображенными графическими задачами.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть задачу и ответить на вопрос: «Чем все фигуры левой стороны отличаются от фигур правой?»

По предложению педагога некоторые воспитанники отвечают на вопрос так, чтобы их не слышали другие. Убедившись, что большинство решило задачу правильно, спрашивает у всех ответ. Дети отвечают: «Слева больше треугольников, а справа — кружков», «Слева цепочка из кружков проходит через треугольники, а справа нет. Здесь отдельно нарисованы кружки и треугольники, они не перепутались», «Слева фигура из кружков и фигура из треугольников вместе нарисованы, а справа — отдельно».

Дети предлагают свой вариант ответа, доказывают его. Воспитатель подводит их к правильному ответу. (Слева фигуры из квадратов и кругов пересекаются, справа — нет.)

В дальнейшем придумывают сами такого рода задачи.

IV этап. Развитие воображения через настольные игры.

Особое место среди развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Наборы фигур подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм» — одна из несложных, ее называют «Головоломка из картона», «Геометрический конструктор». Она проста в изготовлении. Квадрат размером 8×8 см из картона разрезают на 7 частей, используя которые, плотно присоединяя одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу. (Описание и правила игры можно прочитать в «Пособии для воспитателя детского сада под редакцией З.А. Михайловой».) Также используются игры «Пифагор», «Коломбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» и др.

Большую роль в развитии логического мышления ребенка играют задачи-головоломки.

Они способствуют не только психическому, умственному, но и нравственному развитию, стимулируют активность, волю к преодолению трудностей, к поиску ответа.

Упражнения в решении занимательных задач, игр на составление фигур-силуэтов, головоломок способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат).

После проведенной работы дети были диагностированы вторично. Уровень развития логического мышления следующий:

  • с высоким уровнем развития — 76%;
  • со средним уровнем развития — 24%.

Формирование логического мышления посредством развивающих игр

Задание 1. Преобразование фигур.

Поиск подхода (поискового) к решению задачи, умение планировать в уме.

В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.

Задание 2. Игра на развитие зрительной памяти, внимания.

Задание 3. Задачи-шутки.

1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое.)

2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

3. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Четверо.)

4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березе не растут яблоки.)

Задание 4. «Волшебный круг».

Круг разрезается на 10 частей, получается 4 равных треугольника; остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Необходимо сложить круг.

Усложнение: сложить птицу, рака, человека и др.

Задание 5. «Угадай на ощупь».

В конвертах лежат карточки с наклеенной цифрой. Ребенок на ощупь определяет цифру.

Задание 6. «Пентамино».

Всего 12 фигур, каждая состоит из пяти примыкающих друг к другу равных квадратов.

Дети рассматривают части игры, находят их сходство с предметными изображениями. Например, называют части: буква Т, Г, крест, лесенка, ступенька, пистолет, полоска, ворота… Необходимо складывать части в прямоугольную коробку по чертежу. Усложнение: выкладывание по образцу петуха, лебедя, башни, оленя и др. Затем и без образца.

Задание 7. «Коломбово яйцо».

Овал размером 15×12 см разрезают, как показано на рисунке. В результате получается 10 частей: 4 треугольника — 2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с одной закругленной стороной). Для его изготовления используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Детям предлагают сначала сложить яйцо, затем — фигуры животных (сначала по образцу воспитателя).

Т. Толкачева


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Спасибо, ваш материал мне очень пригодился при написании творческого отчета к аттестации. Творческих Вам успехов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress