Написать нам
Популярно
Лайк   0   122

Здоровье ребенка в Монтессори-группе

Что такое здоровье? Это такое состояние организма, при котором функции всех органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Уровень основных функций организма определяется характером поведения по следующим основным проявлениям жизнедеятельности ребенка:

— бодрое, спокойное, жизнерадостное настроение;
— засыпание быстрое, спокойное, сон глубокий, длительный;
— хороший аппетит;
— характер бодрствования — активный;
— индивидуальные особенности: общительный, веселый, внимательный, любознательный, легко обучаемый.

Как соблюдаются все эти условия в Монтессори-группе нашего дошкольного учреждения?

Рассмотрим по порядку.

Настроение. Каждый ребенок — индивидуальность. Как его понять? Современная наука советует взрослым чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его поступки. В наше время людям, и детям в особенности, так не хватает эмоционального контакта и понимания, возрастает детская жестокость, враждебность, агрессивность. Гнев, злоба, месть как формы агрессивности разрушают взаимоотношения, вредят здоровью.

У детей 5—7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, они часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Например, если у ребенка плохое настроение, один может тихонько поплакать в уголке, а другой выместит свою злобу на первом встречном малыше с помощью кулаков.

Утром, встречая детей в группе, мы просим выбрать цветной листочек и прикрепить его на Дерево настроения. Если ребенок пришел в плохом настроении, на утреннем эллипсе он может отказаться здороваться со всеми. Мы его к этому не принуждаем, а выясняем причину отрицательных эмоций и сообща ищем «рецепты хорошего настроения».

Проводя рефлексивные круги два раза в неделю, мы знакомим детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, учим видеть эмоциональное состояние свое и другого, развиваем с помощью психогимнастики и социально-поведенческого тренинга эмоциональную произвольность, учим конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности).

Хорошим способом разрешения конфликтных ситуаций является акт примирения на «стульях дружбы». Поссорившиеся дети садятся на связанные бантами стулья и мирятся с помощью «мирилки».

Важно и то, что педагог не участвует в процессе примирения, не «назначает» правых и виноватых, а предоставляет детям возможность самим разобраться в конфликте и с достоинством выйти из него.

Второе основное проявление жизнедеятельности ребенка — это сон. У здорового малыша он должен быть спокойным, глубоким, длительным, засыпание — быстрым. Когда ребенок не болен, у него хорошее настроение, он сыт — сон таким и является. Но, в то же время, одним детям дневной сон необходим, а другие могут без него обходиться, особенно если это дети старшего дошкольного возраста.

Все зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка, его темперамента. Что же делает такой ребенок в Монтессори-группе во время дневного сна? Он может спокойно лежать в постели, не засыпая, читать или просматривать книжки, негромко беседовать с воспитателем. Главное, чтобы ребенок в это время не мешал отдыхать другим детям.

Если ребенка силой заставить лечь спать, — он, уважая ваш авторитет, подчинится, но такой сон не принесет пользы, да и заснет малыш нескоро. Давая ребенку возможность просто спокойно полежать, мы даем ему время успокоиться, эмоционально отдохнуть, расслабиться. Как результат — даже те, кто обычно не спит, засыпают.

Хороший аппетит. У некоторых детей это — проблема. У нас прием пищи начинается с красивой сервировки стола. Старшие дети накрывают свои столы скатертями и салфетками, малыши, еще не научившиеся должной аккуратности, пользуются только салфетками. Образец правильной сервировки стоит в зоне практической жизни. Кто забыл, как накрывать — побежал и посмотрел. Каждый ребенок учится накрывать себе, учится нести ответственность за себя: забыл положить себе вилку — приходится прерывать трапезу и идти за столовыми приборами.

Мы стараемся не указывать детям на ошибки в сервировке — самостоятельно обнаруженная и самостоятельно исправленная ошибка лучше запоминается. В следующий раз ребенок старается быть более внимательным.

Во время приема пищи мы стараемся обратить внимание на то, из чего приготовлено блюдо, даем ему название, показываем, как правильно пользоваться столовыми приборами. Чтобы акцентировать внимание детей на правильном способе приема пищи, специально неверно пользуемся столовыми приборами,  разговариваем с полным ртом. Дети испытывают большое удовольствие, делая нам замечания, — ведь получается, что они знают и помнят правила, а мы забыли!

У нас в Монтессори-группе детям разрешается разговаривать за столом — разве не так поступаем мы, взрослые, дома, в гостях, в ресторане? Умение красиво и непринужденно вести беседу за столом — одна из основных норм культуры и важное социальное качество человека. Только необходимо соблюдать несколько правил — не говорить с набитым ртом и не превращать приятную беседу в шумный базар. Это большой талант — быть приятным в общении, и его необходимо воспитывать с самого раннего детства.

Еще одно проявление жизнедеятельности — это активность. Активность — естественная потребность всего живого. Активен любой малыш с самого раннего детства: он — маленький исследователь, он двигается и познает окружающий его мир. Для развития мозга человека необходимо особое «питание» — информация. Эту информацию поставляют «разведчики» мозга: глаза — зрительную, уши — вербальную, нос — обонятельную, рот — вкусовую, кожа — осязательную, мышцы — двигательную.

Особенно велика в развитии мозга и интеллекта роль руки. Через руки проходит огромный поток информации. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность развить свой интеллект и «сует их куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями, поэтому «ловкий ребенок — умный ребенок».

Тело малыша представляет собой исследовательский центр со своими приборами — органами чувств. Поэтому ребенок предпочитает многим игрушкам песок, глину, воду, инструменты, вещи взрослых — в них гораздо больше возможностей для исследования, а значит, и развития.

В Монтессори-группе не подавляется исследовательская активность детей, а стимулируется. В зоне сенсорики ребенок тренирует свои чувства посредством сенсорной гимнастики. Он учится первым делом различать цвет, форму, размер, объем, запах, вкус, вес, структуру поверхности и т. д. Уметь различать — характерная черта мышления. Различать — это значит группировать. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, — пишет М. Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». А развитые чувства помогут малышам в дальнейшем освоении окружающей действительности.
«Мы не можем предвидеть всех последствий заглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность: может быть, мы заглушаем саму жизнь. А для этого необходимо стараться не задерживать самопроизвольных движений и не навязывать произвольных задач. Первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности». Таковы выводы Марии Монтессори.

Как же решаются в Монтессори-группе вопросы по развитию социальных качеств ребенка?

Это достигается через разновозрастность детей. Общаясь между собой, дети как бы сами себя ведут, сами себя обучают премудростям жизни. В Монтессори-группе, как в многодетной семье, разновозрастность позволяет избегать детских конфликтов. Одновозрастные дети часто дерутся, ссорятся, выстраивая социальную иерархию, отвоевывая свое «место под солнцем», выясняя, кто главный, кто подчиненный. У разновозрастных детей социальная иерархия выстраивается естественным образом.

Старший — лидер, младший — опекаем. И возможность прожить все три ступеньки — побыть младшим, средним, старшим — помогает ребенку преодолеть кризисы возраста, лучше адаптироваться в меняющейся социальной среде. Даже робкий ребенок, затертый в одновозрастной группе, становится более уверенным в атмосфере Монтессори-группы — здесь его авторитет, его знания признаются малышами, здесь повышается его самооценка, улучшается общий эмоциональный настрой, ребенок начинает ощущать себя счастливым — а значит, здоровым.

Особое значение М. Монтессори уделяла такому важному компоненту здоровья, как формирование гигиенических навыков у детей. Не забываем о них и мы. Проводя специальные занятия и упражнения, мы учим детей правильно чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, чистить обувь и одежду, аккуратно складывать свои вещи. Не забыто и само помещение группы — дети вытирают пыль, моют полы,  подметают мусор, ухаживают за цветами и птицами.
Все, о чем было сказано выше, позволяет ощутить ребенку в группе не только физический, но и психологический комфорт. Поистине универсальная методика М. Монтессори охватывает все стороны жизни и малышей, и педагогов. И ее по праву можно назвать «Здоровьесберегающая технология».

Т. Чекрыжова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress