О творчестве и других способах укрепления здоровья и сохранения профессионального долголетия педагога
В процессе педагогического творчества проявляется и развивается гибкость педагога – как интеллектуальная, так и эмоциональная, поведенческая.
В процессе творчества, импровизации педагог находит новые необычные, нестандартные способы, приемы работы, которые часто оказываются наиболее оптимальными. Творческая работа требует гибкой личности, способной осознавать трудности педагогического процесса и конструктивно, оригинально, нетрафаретно разрешать их. Возникающие сложные ситуации для творческого педагога выступают своеобразными стимулами дальнейшего развития и самосовершенствования.
Важно и то влияние, которое оказывает творческая деятельность на личность педагога – создает бодрое настроение, уверенность в своих силах, вызывает положительные эмоции, что так значимо для психологического здоровья. И не случайно всё более широкое признание получают в настоящее время идеи о роли творчества, реализации творческого потенциала личности как средство коррекции эмоциональной сферы, профессионального самосохранения.
Здоровье педагога необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.
В укреплении здоровья педагога, полагаем, могут помочь и стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, рекомендуемые специалистами в этой области для каждого, проявляющего заинтересованность в нем. Вот некоторые из них:
- смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;
- внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;
- понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и действие не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
- умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля, в том числе – индивидуальной системы адекватных средств преодоления нежелательных эмоциональных состояний, защиты от враждебных обстоятельств;
- сознательное погашение в себе патогенного мышления (с характерными для него тенденцией лелеять в себе и сохранять обиду. страх, ревность, стыд; отсутствием рефлексии, длительным «проигрыванием» в голове ранее пережитых ситуаций неудачи) и овладение саногенным мышлением (со свойственным ему рефлексивностью, отделением себя как субъекта от собственных переживаний, «смытыми» со способностью погрузиться в состояние покоя, мира, концентрировать внимание на объектах размышления);
- усиление авторства своей профессиональной жизни даже в сложных обстоятельствах; акцент на своих достижениях; поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.
В этом разговоре о здоровье педагогов дошкольного образования особое внимание было уделено овладению психологической культурой, самовоспитанию, саморазвитию способности и умений сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие развитие личности педагога, его работоспособность и эффективность.
Такой акцент был сделан не случайно, поскольку именно данные механизмы, процессы и качества составляют основу профессионального здоровья педагога.
Будем же стремиться к сбережению и укреплению как физического, так и психологического, профессионального здоровья.
Е.А.Панько, Е.М.Семенова, Е.П.Чеснокова