Написать нам
Популярно
ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort avcılar escort avcılar escort Taksim Escort beylikdüzü escort eryaman escort
2   0   579

Значение детского фольклора при организации игровой деятельности с детьми

Детский фольклор

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть.

И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет  всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре».

Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

— в обучении правильному произношению;

— в приобщении детей к русской национальной культуре;

— в непосредственно образовательной деятельности;

— в беседах;

— в наблюдениях

— в народных подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

— в инсценировках.

Сегодня я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями – сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей – «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».

Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры народов Вологды: «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

В процессе работы я выяснила, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помочь, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться, а заодно, с помощью детского фольклора приобщать детей к русской национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

Бойко Наталия Анатольевна
Почетный работник общего образования Российской Федерации
МДОУ д/с «Белоснежка»
Воспитатель логопедической группы
Р.т.8 (3496) 39-13-76
С. 8 919 559 79 16
Natali120409@mail.ru
629810  ЯНАО г.Ноябрьск ул.Мира, д.88,кв.602

Используемая и рекомендуемая литература:

1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.

3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

7. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000.

10. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007.

11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972.

12. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress