Дидактическая игра «Растения-фитонциды»
Цель: дать детям элементарные знания о веществах-фитонцидах, которыми обладают лекарственные растения, формировать представление о действии фитонцидов на болезнетворные микробы.
Правила дидактической игры: правильно называть характерные особенности растений-фитонцидов.
Материал: 4 банки с крышками, 4 небольшие сеточки, сваренное и очищенное яйцо, чеснок, лук, хрен.
Организация и методика проведения: в группу приходит Незнайка и рассказывает детям о том, что Доктор Айболит познакомил его с волшебными растениями, которые содержат удивительные вещества — фитонциды. Эти вещества убивают вредные микробы. А чтобы убедится в этом, Незнайка предлагает опыт: нужно взять четыре банки и четыре небольшие нитяные сеточки; сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы яйцо; чеснок, лук, хрен. На дно первой банки поместить толстым слоем кашицу из чеснока, на дно второй — из лука, третьей — из хрена. С помощью сеточек кусочки яйца подвешиваем во всех четырех банках на расстоянии 3-4 см от растительной кашицы или от дна. Банки плотно закрыть крышками, края которых замазать пластилином. Банки оставить в тёплом месте и в течение нескольких дней наблюдать за состоянием кусочков яиц.
Через два дня ребята увидели, что в контрольной четвертой банке яйцо начинает темнеть и разлагаться под действием вредных микробов. В банках с растениями, выделяющими фитонциды, этого не происходило. Воспитатель закрепляет с детьми характерные особенности фитонцидных растений.
Дидактическая игра «Узнай растение по запаху»
Цель: закрепить умения детей с помощью обоняния узнавать фитонцидные растения.
Правила игры: узнавать растения фитонциды по запаху.
Материал: тарелочки с кусочками лука, чеснока, лимона, листочков мяты и др. растений.
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает старшим дошкольникам закрыть глаза и попробовать по запаху определить, какое растение находится на тарелочке.
Побеждает тот, кто быстрее и правильнее назовёт растение.
Дидактическая игра «Колючий доктор»
Цель дидактической игры: познакомить с лечебными свойствами сосны.
Правила игры: описывать лечебные свойства сосны.
Материал: ветки сосны, картинки с изображением продукции, которую получают из сосны.
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает детям рассмотреть ветки сосны, назвать особенности строения и внешнего вида. Далее воспитатель знакомит с целебными свойствами сосны: «Сосна — это аптека, используемая человеком с давних времён. Из неё получают большое количество разных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль. Это дерево даёт также живицу-смолу для скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т.д.». Далее предлагается детям взять картинку с изображением продукции из сосны и назвать для чего это нужно, как используется в быту и медицине. Можно предложить детям решить проблемную ситуацию: «Что было бы, если б исчезли сосновые боры?». (В ходе решения данной ситуации напомнить, что сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительные для микробов).
Дидактическая игра «Зелёная аптека»
Цель: сформировать представления детей о растениях-фитонцидах и их использовании человеком, учить в их распознавании на иллюстрациях.
Правила игры: угадывать растения-фитонциды по их характерным признакам, уметь объяснить, почему их называют «зелеными докторами»
Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.
Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях.
Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором».
Дидактическая игра «Разведка полезных дел»
Цель: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение.
Правила игры: замечать недостатки в состоянии природных объектов и рассказывать, как их можно устранить.
Материал: территория, природные объекты детского сада.
Организация и методика проведения: отправляясь на прогулку по территории детского сада, воспитатель предлагает дошкольникам внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов (площадка фитонцидных растений, лекарственная клумба, огород). В заключение прогулки дети называют замеченные ими недостатки, рассказывают о тех полезных делах, которыми им хотелось бы заняться для устранения этих недостатков. Воспитатель побуждает дошкольников к рассказыванию того, как они будут выполнять предстоящую работу.
Прокофьева О.О., Корниенко С.В.