Написать нам
Популярно
1   0   97

Мир открытых сердец

Детский домИз опыта работы детского дома г. Мозыря

Сколько внимания, заботы, усилий нужно приложить, чтобы вырастить красивый цветок, вовремя поливая и подкармливая его. Так сколько же нужно потрудиться, чтобы воспитать и поставить на ноги маленького человека?

Наши дети — особенные. К сожалению, они не получили родительского тепла — солнышка, которое так необходимо для всего живого.

Наши дети, будто раненые птички, и мы должны помочь им стать на крыло, сформировать у них адекватное позитивное отношение и доверие к миру и самим себе, научить их радоваться, добиваться успеха в своей деятельности, быть уверенными, понимать и принимать чувства других людей и свои эмоциональные состояния.

Воспитание гармоничной и здоровой личности — процесс сложный, многоступенчатый и многогранный. Для его обеспечения в нашем детском доме реализуется комплекс программ, подпрограмм и проектов, которые определяют целостность всей жизнедеятельности детского дома, характер взаимодействия с социокультурным компонентом, взаимное дополнение и сотворчество в работе всех без исключения сотрудников и детей. Главная роль отводится программе социализация воспитанников «Открытый мир», поскольку приоритетным направлением работы коллектива детского дома является социализации воспитанников. В эту программу входит целый ряд подпрограмм и проектов, а также и совместные программы взаимодействия с учреждениями образования и культуры города Мозыря.

Целью подпрограммы «Ты — не один» является социализация воспитанников посредством частого пребывания в семьях родственников, гостевых и патронатных семьях. В рамках проекта «Найди меня, мама» реализуется поиск потенциальных родителей. Посредством комплексной программы оздоровления и физического воспитания детей «Расти здоровым, малыш» осуществляется сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни.

Гармоничное и всестороннее развитие личности ребёнка включает в эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы, выявление задатков и развитие творческих способностей ребёнка, поэтому более подробно хотелось бы остановиться на программе «Творчество без границ», основой которой является организация студийно-кружковой работы и занятий по интересам с целью развития творческих и социальных способностей.

В детском доме созданы кружки по интересам различной направленности.

Проводятся занятия по приобретению социально-бытовых навыков (кружок «Хозяюшка»), по художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник («Капельки»), художественно-продуктивной деятельности с использованием природного и бросового материала («Волшебные превращения»), экологии и краеведению («Туристёнок»), художественно-речевой и театрально-игровой деятельности («В гостях у сказки», «Буратино», «Вдохновение»), художественно-речевой деятельности, национальной культуре и этнографии («Каласок»), поло-ролевому воспитанию, культуре и этике («Секреты волшебника Этикета»), экологическому воспитанию средствами художественной педагогики («театр Экомоды»), художественному дизайну («Умелые ручки»), танцам и ритмике («Весёлый каблучок»).

Существует театр пантомимы «Азбука телодвижений», спортивный кружок для моторно-одарённых детей «Сильные, смелые, ловкие» и кружок по плаванию «Дельфинёнок».

В комфортной, тёплой и максимально приближённой к домашней атмосфере в увлекательной и занимательной форме дети вместе со взрослыми учатся готовить несложные блюда, сервировать стол, делать различные поделки, лепить, танцевать, «модничать», быть актёрами, дизайнерами, садоводами, путешественниками, учатся быть «леди и джентльменами».

Только в атмосфере понимания, любви и внимания к интересам и потребностям развивающейся личности можно дать ребёнку возможность пережить чувство успеха, необходимое для формирования позитивного образа «Я», можно научить взаимодействию в семье и социуме в конкретных ситуациях. Через кружковую, индивидуальную и групповую деятельность мы учим своих воспитанников вступать в целенаправленный контакт с другими детьми или взрослыми, объединяться, договариваться, дискутировать в процессе совместной деятельности.

Ребёнок растёт, развивается и познаёт мир. Формирование и совершенствование навыков новых видов деятельности, необычных для повседневной жизни ребёнка, повышает познавательный интерес, формирует мотивацию к учению, развивает самостоятельность и уверенность в себе.

Развитие творческих способностей проводится также в рамках программы взаимодействия с учреждениями образования «Мы рады тебе, малыш». В рамках этой программы оказываются коррекционные услуги и проходит социализация воспитанников.

Создание условий для социализации детей-сирот, благоприятного психологического климата, творческой, радостной атмосферы созидания является неотъемлемой частью медико-психолого-педагогического сопровождения, которое обеспечивает оптимальное развитие ребёнка, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Это сопровождение в нашем учреждении включает в себя взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: директора, социального педагога, старшего воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителей-дефектологов, воспитателей, медицинских работников. Целью является защита прав ребёнка на развитие и образование, сохранение психического, психологического и физического здоровья и адаптация к образовательной среде.

Основной задачей сопровождения ребёнка в условиях детского дома является создание комфортных, стимулирующих, позитивных психолого-педагогических условий для развития личности, раскрытия природного потенциала.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение имеет стандартную структуру, включающую в себя начальную, текущую и итоговую диагностику, развивающую и коррекционную работу, а также консультирование и просвещение. Такое сопровождение детей-сирот имеет свою специфику.

По причине раннего негативного психологического опыта дети имеют особенности физического и психического развития, у них повышенная тревожность, чувство незащищённости, недоверие к себе и другим людям, огромная потребность в тепле, любви и ласке. Им требуется повышенное внимание, дополнительная помощь в освоении навыков, которые детьми, воспитывающимися в семьях, приобретаются естественным образом.

Многие дети имеют ослабленное здоровье, что мешает им осваивать учебную программу нормальными темпами из-за повышенной утомляемости. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, по результатам диагностики медико-психолого-педагогический консилиум в отдельных случаях принимает решение адаптировать учебную программу под каждого ребёнка, нуждающегося в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение также предполагает разработку и реализацию дифференцированных и индивидуальных развивающих программ по различным направлениям деятельности. С этой целью педагоги объединяются   в  творческие   группы:

  • «Школа  здоровья»   (пропаганда здорового образа жизни, создание условий, поиск, апробация и внедрение в практику новых эффективных способов и методов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и сотрудников);
  • «Родник» (оказание информационно- методической и практической помощи педагогам по проблеме гражданского и патриотического воспитания дошкольников — воспитанников детского дома, используя возможности регионального компонента);
  • «Волшебный мир слова» (координация работы учителей-дефектологов, методическое обеспечение коррекционного процесса);
  • Методический совет (поиск, создание максимально приемлемых условий для воспитания и обучения детей, внедрение новых форм дошкольного образования с целью активной интеграции воспитанников в общество, вооружение педагогических и медицинских работников учреждения необходимыми средствами управления собственной деятельностью, прогнозирование перспектив развития учреждения и научно-методической работы коллектива).

Деятельность творческих объединений способствует созданию благоприятной творческой рабочей атмосферы в коллективе, даёт возможность профессионального роста и реализации творческого потенциала, содействует сплочению и эмоциональному сближению педагогов.

Сплочённая и дружная семья детского дома имеет свои традиции, которые объединяют детей и взрослых. Календарные, профессиональные праздники, юбилеи — это не просто совместное чаепитие, а обязательно какая-либо содержательная программа, подготовленная профсоюзным активом.

Все дни рождения детей отмечаются в торжественной обстановке. Гости из воскресной школы, дети и взрослые — сотрудники детского дома, проводят душевные фольклорные вечера, приуроченные к событиям православного календаря. Традицией детского дома стало крещение ребенка Православной церковью, когда сотрудники становятся крёстными родителями детей-сирот. Праздничные утренники, выпускной бал, музыкальные, спортивные, танцевальные конкурсы и выставки творческих работ создают неповторимую сказочную атмосферу радости и наполняют детство наших малышей смехом и весельем.

Традицией коллектива является бережное отношение к окружающей природе и забота об озеленении детского дома. У каждого зелёного насаждения есть свои покровители, которые ухаживают за ним. По итогам каждого учебного года в торжественной обстановке проводится церемония награждения «Звёздочки детского дома». Сложно перечислить все традиции, с каждым годом появляются новые, связанные с разными сторонами жизнедеятельности нашего учреждения. Но в центре всей сложной структуры деятельности детского дома всегда стоит ребёнок.

Ведь правильно кто-то сказал: «Если кто-то и верит, несмотря ни на что, в добро — то это дети. Если кто-то и смотрит на взрослых глазами, полными надежды, и кладёт свою ладошку в нашу руку — это дети. Если кто и любит нас беззаветно — это они. И вот почему мы никому не должны так много, как нашим детям».

Ребёнок — это и объект, и субъект педагогической деятельности. Он является ядром и основополагающим элементом педагогического взаимодействия. Поэтому методы, приёмы и формы работы с детьми выбираются с учётом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наша цель —  воспитать гармоничного и полноценного человека, уверенного в себе, умеющего любить и уважать, чувствующего мир, людей и себя в этом мире, способного видеть прекрасное, созидать и мечтать.

Наш путь к цели бесконечен, т.к. не существует универсального способа воспитания, применимого ко всем детям, потому что дети — это великое множество индивидуальностей, не похожих друг на друга, по-разному воспринимающих и чувствующих мир. Мы делаем всё, зависящее от нас, для того, чтобы прекрасные и неповторимые души наших малышей, подобно цветкам, раскрылись навстречу солнцу и наполнились теплом и светом.

И. Машковская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress