---Нравственные уроки Льва Толстого
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort Ankara Escort Ankara escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort Restbet Timebet ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle karabuk escort nigde escort hatay escort kirklareli escort cankiri escort amasya escort tekirdag escort
4   0   3062

Нравственные уроки Льва Толстого

tolstoi s detmviИнтерес Льва Николаевича Толстого к проблемам воспитания и образования детей младшего возраста получил отражение не только в его педагогических статьях, публицистике, переписке.

Педагогические воззрения Толстого нашли художественное воплощение в его реалистических произведениях (детские образы в романах «Война и мир», «Анна Каренина», образ Николеньки Иртеньева в автобиографической трилогии), многообразном творчестве для детей. Так, в высоко оцененной Н.Г.Чернышевским повести «Детство», раскрывающей процесс духовного становления ребёнка, утверждается благотворность материнского, домашнего воспитания, выражается негативное отношение к насилию как средству воздействия на растущую личность (в том числе — к подавлению воли, унижению достоинства ребёнка).

Идеи Льва Толстого получили практическое воплощение в его деятельности в Яснополянской школе. Итогом многолетней работы педагога-новатора явилось создание учебных книг для детей.

В основу «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения» была положена идея нравственного совершенствования личности. Нравственное воспитание связывалось у Толстого в первую очередь со стремлением приобщить ребёнка к идеалам народа. Включение в круг детского чтения произведений устного народного творчества (малые фольклорные жанры, сказки, былины) мотивировалось не только учебно-образовательными (ознакомление с историей, бытом, нравами русского народа), но и нравственно-воспитательными задачами.

В текстах учебных книг были сделаны акценты на осознание учащимися святости честного крестьянского труда, воспитание презрения к праздной жизни «любого тунеядствующего человека». Созданные Толстым произведения учили ребёнка видеть красоту и поэтичность труда, выражали восхищение силой, выносливостью, находчивостью, природным умом русского крестьянина.

Своеобразную «энциклопедию народной нравственности» составляют басни Льва Николаевича Толстого. Они воспитывают в детях трудолюбие, честность, смелость, доброту. В большинстве басен моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта («Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Два товарища» и др.). Автор стремится к тому, чтобы этот опыт закрепился в сознании читателя-ребёнка, подсказывая ему правильное поведение в разных жизненных ситуациях.

В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.

Согласно народной традиции, носителем высоких моральных качеств в произведениях Толстого выступает бедный, незнатный человек. Таков мудрый садовник, завещавший сыновьям перекопать землю в винограднике («Садовник и сыновья»), умный мужик, придумавший способ убрать большой камень с городской площади («Как мужик убрал камень»), сметливый бедняк, сумевший и барина не рассердить, и себя наградить из сказки «Как мужик гусей делил». В этих и других произведениях Толстой умело передаёт точку зрения народа, его оценку людей и событий.

Нравственная проблематика является ведущей в рассказах о крестьянских детях («Косточка», «Котёнок», «Пожар», «Подкидыш» и др.). В них выражается авторское представление о детстве — «золотой поре» человеческой жизни.

В образах героев писатель выделяет такие важные нравственные качества, как искренность, естественность, прямодушие, милосердие. В произведениях о детях проявилось мастерство Л.Н.Толстого в раскрытии переживаний ребёнка, вызванных решением моральной проблемы. Автор сумел передать «внутреннюю борьбу», происходящую в душе ребёнка, через фиксацию изменений в его внешнем облике — мимике, позе, телодвижениях («Косточка», «Филиппок»). Ему удалось наметить и социальные «контуры» личности («Корова», «Солдаткино житьё»).

Воспитательный материал содержится и в произведениях, имеющих познавательную направленность. Так, географические понятия соединяются с моральными выводами в познавательных сказках «Шат и Дон», «Волга и Вазуза».

Для первой из них важен вывод о значимости родительского опыта (Шат не послушался отца, затерялся и пропал, а Дон «пошел туда, куда отец приказывал», «прошёл всю Россию и стал славен»), для второй – о негативных последствиях (прежде всего для самого человека), — лжи.

В зообеллетристике Толстого уроки гуманности «извлекаются» из поведения героев-животных. Так, в хрестоматийном рассказе «Лев и собачка», изображающем могучего льва, не перенёсшего потери кроткого и беззащитного друга, акцентирована идея преданности. Цикл рассказов о Бульке служит фоном для утверждения мысли об ответственности человека перед тем, кого он приручил.

Чтобы подчеркнуть важность нравственной идеи, Толстой использует строго реалистические, даже натуралистические описания, отражающие жестокость человека в ответ на преданность животного («Булька и кабан», «Конец Бульки и Мильтона»). Однако трагичность отдельных сцен не мешает воспитанию у читателя добрых чувств.

Как правило, утверждение нравственных идей в произведениях Л.Н.Толстого осуществляется через показ различного рода положительных примеров. Например, в басне «Старый дед и внучек» описывается нравственный поступок ребёнка, сумевшего «устыдить» родителей и изменить их отношение к старику-отцу. В рассказе «Подкидыш» показано милосердное поведение крестьянской девочки, проявившей трогательную заботу о беззащитном ребёнке-найдёныше.

Иногда утверждение положительного идеала даётся «от обратного», через примеры, раскрывающие отрицательные качества и проявления людей. Подобным образом мораль выражается, например, в басне «Учёный сын». Здесь говорится о приехавшем после долгого отсутствия и отошедшем от крестьянских забот и трудов сыне. На просьбу отца взять грабли и помочь в работе, сын отвечает: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл. Что такое грабли?» Наступив на грабли, которые ударили его по лбу, он вспомнил их назначение.

Опыт Л.Н.Толстого в решении задач нравственного воспитания младших подростков («детей в возрасте около десяти лет») получает отражение в учебном пособии «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Книга состоит из девятнадцати отделов: «Бог», «Человек – сын Бога», «Разум», «Любовь», «Совершенствование», «Мысли», «Слова», «Поступки», «Соблазны», «Смирение», «Самоотречение», «Смерть», «Вера» и др. Помещённый в «Беседах» материал имеет выраженную нравственно-философскую направленность.

В первых отделах книги Л.Н.Толстой обращает внимание на онтологическую связь человека с Богом, которая может ещё не осознаваться ребёнком. От темы Бога и Богообщения он переходит к теме «Разума», на основе которого дети должны научиться отличать добро от зла в мыслях, словах, поступках («Для доброй жизни нужен свет разума»). Практические советы о том, как научиться любить людей, преодолевая злобу и недовольство, даются в отделе «Любовь» («Постарайся полюбить того, кого ты не любил»). Важным и необходимым Толстой считает ознакомление детей с предельным состоянием человека – смертью. «Беседы» заканчиваются отделами «Жизнь – благо», «Вера», в которых утверждается радость человеческого бытия.

Произведения, созданные Л.Н.Толстым для детского читателя, способствовали формированию основ нравственного самосознания личности ребёнка, развивали у детей рефлексию, воображение – важные психические качества, о которых особенно беспокоился педагог. Сегодня творчество Л.Н.Толстого — великого писателя во всём многообразии его жанров широко представлено в программах для детского сада и начальной школы. Многие из них рекомендует использование «маленьких рассказов», прозаических басен, былей Толстого в процессе коллективного и индивидуального чтения, для проведения этических бесед с дошкольниками, организации их досуга.

И. Добрицкая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector