Написать нам
Популярно
1   0   165

Задачи нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это возраст, когда закладываются основы развития личности. Слово воспитателя, его оценка являются для ребёнка важным средством становления нравственности.

Проводя работу по экономико-нравственному воспитанию, важно развивать у детей коммуникативные способности, тактичность, сдержанность, эмпатию через включение детей в сюжетно-ролевые, режиссёрские игры, игры-драматизации, дидактические игры («Вершки и корешки», «Цветочный магазин», «Геометрическое лото», «Скажи наоборот», «Кто подбёрет больше слов?», «Садовник»), а также через музыкально-дидактические, компьютерные и подвижные игры.

Таким образом, задача нравственно-экономического воспитания состоит в том, чтобы в процессе экономической социализации материальное «Я» не приобретало приоритетные позиции, чтобы смысл самовосприятия не сводился к формуле «Я есть то, что имею в материально-денежном выражении.

Воспитывать ребёнка в соответствии с нормами нравственности и добродетели — задача очень трудная. Научить ребёнка тому, как следует и как не следует поступать по отношению к окружающим — задача детского сада, семьи и школы. Причём опыт показывает, что нужно учить детей и на словах, и на деле.

Для того, чтобы дети со всей серьёзностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ними должен находиться взрослый человек, который бы показывал образец достойного поведения.

В основе этики поведения человека, его нравственной ориентации лежит множество бесспорных истин:

  • нельзя плохо обращаться с детьми;
  • нельзя унижать других людей;
  • нельзя мучить животных, уничтожать природные насаждения;
  • нельзя думать только о себе;
  • нельзя лгать, воровать, не выполнять данное обещание;
  • нельзя расточительно расходовать природные богатства.
  • быть верным слову; доброжелательным и щедрым.

Многие дети поступают в первый класс с недостаточно сформированными нравственными качествами, с неумением беречь общественные принадлежности, экономить воду, свет, продукты питания.

Специальное обследование детей первого класса показало, что они не владеют элементарными нормами нравственности:

  • на первом месте у них стоит отстаивание «своих» школьных принадлежностей, нежелание уступить не только школьные принадлежности, но и роли в сюжетно-ролевых играх, игрушки, строительный материал;
  • дети не умеют здороваться, обратиться с просьбой, с вопросом к учителю, прощаться;
  • наблюдается конфликтность, а порой и агрессивность в поведении детей;
  • дети стремятся «поиграть» с водой в умывальной комнате, когда вода льется долго и бесконтрольно.

С детьми была проведена специальная беседа, выясняющая их нравственные представления. Она включила следующие вопросы: «Что такое дружба, честность, справедливость?», «О ком люди говорят — справедливый человек?», «Что значит быть честным, добрым, справедливым?», «Как ты понимаешь выражение «экономный человек»? Анализ результатов беседы показал, что дети путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», объясняют слово «справедливость» — это значит быть честным, ласковым, вежливым. Был даже такой ответ: «Это место в автобусе уступать». Дети отвечали: «Быть добрым — это делиться с товарищами игрушками, карандашами. «Экономный человек» — это тот, кто экономен, ничего не разбрасывает и не выбрасывает».

Отрадно отметить, что многие дети правильно оценивают ситуацию в играх «Оцени поступок», «Расскажи, как бы ты поступил в той или иной ситуации — вы видите, что мальчик ломает ветку дерева, а другие смеются; бабушка уронила палочку и не может поднять». «Что бы вы сделали?» Многие дошкольники отмечали своё участие, желание прийти на помощь, предупредить отрицательный поступок.

Однако в реальной ситуации дети часто поступают безучастно, а порой и сами являются причиной конфликтных ситуаций, безнравственного отношения к живой и неживой природе.

На основании материалов этической грамматики был разработан план воспитательной работы, включающий знакомство детей с литературными произведениями: Н. Носов. «Карасик»; сказки «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый, да масляной», «Ссоры с бабушкой», «Айога»; К. Чуковский. «Айболит»; П. Бажов «Серебряное копытце»; русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; немецкая народная сказка «Кукушка»; С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»; Е. Благинина. «Посидим в тишине» и др.

Кроме бесед по художественным произведениям, были разработаны специальные этические беседы, которые проводились эпизодически по подгруппам и со всеми детьми группы. К беседам были подобраны педагогические ситуации, поставлены экономические задачи, направленные на формирование нравственно-экономических представлений.

Работа по формированию нравственно-экономических качеств должна идти в тесном сотрудничестве  с родителями. Для этого можно оформить специальный стенд, девизом которого станет:
«Поощряйте ответственность, уважительность, доброту, дисциплинированность, честность, милосердие, сострадание, бережливость». На нем будет представлена информация для родителей о воспитании нравственных качеств у детей, используя художественные произведения, а также на нем помещаются советы психологов и педагогов, даются примеры позитивного поведения детей.

Для успешного формирования ценных экономико-этических качеств необходимо:

  • изменить позицию педагога (с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную);
  • постоянно соблюдать принцип «польза для себя и для общества»;
  • стремиться к желаемым изменениям в поведении детей;
  • придумывать призы и награды для поощрения детей, что является дополнительным стимулом для шестилеток;
  • оформлять памятки для родителей, стенды;
  • включать музыкальные минутки, которые содействуют закреплению у детей положительных черт характера;
  • на занятиях по грамматике общения использовать следующие методические приёмы: чтение, рассматривание рисунков, инсценирование, устное сообщение, письменные задания, музыкальные игры, решение экономических ситуаций;
  • шире использовать дополнительные задания в соответствии с возрастными особенностями детей: понаблюдать за краном в ванной, на кухне, посмотреть, не горит ли без необходимости лампочка, всегда ли окна заклеены, всегда ли обсуждают в семье, что купить?

Е. Архипова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress