3 +  RSS  Написать нам
Популярно
16:54, 18 августа 2015

Экологическое образование дошкольников посредством природоохранных акций

Решение вопросов экологического образования личности — одно из приоритетных направлений преодоления экологической проблемы у нас в стране и за рубежом.

Работу в этом направлении, на наш взгляд, необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Предмет и содержание экологического образования дошкольников определяются экоцентрическим подходом к вопросу, в рамках которого природа ставится в центре внимания, а человек рассматривается как его часть. Содержанием педагогического процесса в этом случае становится познание экологических законов природы и определения природосообразного поведения человека на уровне «взрослый — ребенок».

Ведущими и универсальными категориями эколого-педагогического процесса являются «знание» и «отношение». В совокупности они определяют сущность экологической культуры человека, как ребенка-дошкольника, так и взрослого, его воспитывающего. Обе категории взаимосвязаны: осознанно правильное отношение к природе и деятельность человека в ней складывается на основе экологических знаний.

Именно знание преобразует отношение: из частного и субъективного у ребенка в широкое и субъективное у взрослого. В процессе экологического образования дошкольники усваивают элементарные экологические сведения о природе и человеке, на их основе развивается осознанно правильное отношение к окружающему предметно-природному миру, формируются целесообразные навыки и поведение.

Значимым является контакт ребенка с природой, его непосредственное взаимодействие с растениями, животными, объектами неживой природы, в процессе которого осуществляется их познание и практическое формирование отношения к ним, формирование элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников. Эффективной реализации данного направления в практике работы ДОУ по экологическому образованию, на наш взгляд, будет способствовать использование природоохранных акций.

Проанализировав научные подходы Николаевой С.Н. к использованию природоохранных акций как формы экологического образования детей мы выработали свой собственный взгляд по данному вопросу, дали определение природоохранной акции, определили ее структуру и содержание.

Природоохранные акции мы рассматриваем как систему воспитательно-образовательных мероприятий, связанных одной тематикой, проводимых с целью формирования основ экологических знаний, осознанно правильного отношения к явлениям и объектам природы, элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников. Нами была определена структура природоохранных акций, которая включает в себя следующие компоненты: подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский. На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций.

На этапе формирующего эксперимента, нами была разработана экспериментальная программа по использованию природоохранных акций в экологическом образовании старших дошкольников и методика ее реализации.

Экспериментальная программа включила в себя следующие природоохранные акции:

  1. «Сохраним мир чистым, здоровым и красивым»;
  2. «Помоги птицам»;
  3. «Поможем братьям нашим меньшим»;

Методика реализации природоохранных акций включала в себя четыре взаимосвязанных этапа:

  1. Подготовительный — направлен на погружение детей в проблематику темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера.
  2. Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов.
  3. Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе.
  4. Пропагандистский — направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к природе у сверстников, младших дошкольников и взрослых, вовлечение их в природоохранную деятельность на закрепление основ экологических знаний детей, на воспитание устойчивого эмоционально-ценностного отношения к природе.

Природоохранные акции представили собой совокупную комплексную систему мероприятий, реализация которых прошла через различные формы и методы экологического образования и виды детской деятельности. Природоохранные акции планировались нами как долгосрочные мероприятия, длительность которых колебалась от двух до трех месяцев.

На подготовительном этапе были использованы разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т.д. Посредством чего мы пытались выяснить представления детей, касающиеся конкретных объектов живой и неживой природы, с точки зрения осознанно правильного отношения к ним. На основе этого совместно с детьми мы приходили к тому, что эти объекты требуют заботы, охраны, бережного отношения к ним, чтобы сохранить их первозданную красоту и пользу, которую они приносят человеку. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходили к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других. Необходимо отметить, что темы разных форм работы обсуждались с детьми или определялись ими самостоятельно, в соответствии с их желаниями и уровнем развития, что создавало положительную мотивацию к действию.

Познавательно-исследовательский этап работы строился с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой, учебной деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяли простые экологические проблемы и находили способы их решения. Работая совместно, они учились принимать чужую точку зрения, мыслить критически.

Практический этап предусматривал использование разных видов и форм организации труда дошкольников, цель которого заключалась в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. По мере приобретения детьми основ экологических знаний и формирования основ осознанно правильного отношения к природе на предыдущих этапах привело к тому, что на третьем этапе они сами придумывали какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции.

На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний.

Прокофьева О. О., Корнеенко С. В.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Развитие и воспитание дошкольников — подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru