Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort
4   0   415

Формирование у старших дошкольников экологических знаний

Экологические знания, полученные дошкольниками в процессе непосредственного взаимодействия с природой, целесообразно закреплять в наиболее привычной деятельности – игре.

Подбирая игры для закрепления представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, следует учитывать многоаспектность этих взаимосвязей.

  • Первый аспект понятия «взаимосвязи в природе» заключается, как уже было отмечено, в том, что неживая природа создает условия, необходимые для жизни живых существ. Закрепление таких представлений осуществляется через игры «Примечай-ка» (с использованием народных примет о природе), «Письмо Почемучке» (в виде вопросов и ответов). Последняя игра помогает дошкольникам усвоить то, что растения, как и животные, живые существа, следовательно, экологические потребности растений и животных подобны: для жизни им необходимы вода, тепло, свет, воздух, питательные вещества.
  • Второй аспект понятия «взаимосвязи в природе» заключается в том, что растения и животные приспособлены к определенным условиям окружающей среды (к условиям существования). Для усвоения детьми представлений о приспособленности живых существ к условиям существования можно использовать игры: «Займи свой домик», «Кто где живет» (закрепление знаний о приспособленности животных к условиям существования на определенных природных ландшафтах: поле, лес, луг, водоем); «Кто где обитает» (закрепление знаний о приспособленности животных к определенной среде обитания: водной, наземной, воздушной).

Продемонстрировать детям связь факторов неживой природы, растений и животных в различных природных сообществах позволяет игра «Экологическая башня». Эта игра дает возможность подвести дошкольников к пониманию того, что отдельные элементы природы (вода, земля, солнце, воздух, растения, животные) вместе составляют сложную экосистему, и разрушение одного из элементов ведет к разрушению всей экосистемы.

В соответствии с задачей экологического воспитания, предусматривающей формирование у дошкольников представлений о взаимодействии природы и человека, целесообразно использовать серию игр: «Охраняй-ка» (в игре используется картина реки, схемы города и маленькие карточки с изображением дымящегося завода, машин, барж, а также с изображением очистных сооружений, знака, запрещающего мойку машин в реке, лодки. В прорезь картины воспитатель вставляет карточку, например, с изображением дымящегося завода.

Играющие дети объясняют, что произойдет в этом случае с природой, и подбирают другую карточку, с изображением очистных сооружений, «Птичья кормушка» (на картину-кормушку воспитатель выставляет карточки с изображением птиц, а дети поднимают карточки с изображением корма, которым бы они подкормили ту или иную птицу зимой), «Найди хозяина» и др. Эти игры позволяют закрепить знания детей о пользе природы для человека, показать отрицательное воздействие хозяйственной деятельности людей на природу, дать представление о некоторых видах природоохранной деятельности, в которых могут принимать участие и дети.

Очень важно использование игр, цель которых — закрепление знаний дошкольников о правилах поведения в природе.

Усвоение детьми правил может осуществляться в процессе анализа представленных в играх ситуаций («Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди ошибку», «Что было бы, если бы…») или расшифровки знаков, в которых отражены те или иные правила поведения по отношению к растениям и животным («Зеленая азбука»).

В ходе проведения этих игр у дошкольников формируется не только представление о необходимости выполнения правил природоохранного поведения, но и соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

Традиционные природоведческие занятия целесообразно «растворять» в обычной детской деятельности. Так, формирование экологических представлений может проходить не только на традиционных занятиях, экскурсиях, но и во время стихийных ситуаций в повседневной жизни, в заранее продуманных ситуациях, в процессе самостоятельной познавательной деятельности детей.

Кроме этого, экологические представления целесообразно формировать на занятиях по изобразительному искусству, развитию речи, музыке, ознакомлению с художественной литературой и др. Материал многих из этих занятий содействует художественному восприятию природы, развитию творчества детей, умению отражать свое отношение к природе художественными средствами.

Например, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведениями известных поэтов и писателей, с их восприятием красоты природы как своеобразным эталоном. Эти произведения могут раскрыть «окно в природу», помочь увидеть ее, более чувствительно всмотреться в ее краски, формы, запахи и звуки, лучше понять ее неповторимую красоту.

Некоторые произведения (стихи, наиболее выразительные части прозаических произведений) могут быть использованы и на экологических занятиях, во время экскурсий для создания особого эмоционального настроения детей.

На занятиях по развитию речи дети могут составлять рассказы и сказки на экологическую тематику.

А лучше и более полно отражать впечатления, полученные при непосредственном контакте с природой, детям помогает знакомство с определенными произведениями искусства, которые формируют у них своеобразные сенсорные эталоны.

Анализ картин известных художников, рисунки самих детей также содействуют формированию чувства природы, любви к ней, умения отражать свои впечатления о ней в форме рисунка. Следует ориентировать детей на то, чтобы они передавали в рисунках свои самые сильные впечатления, свое восприятие окружающей среды, свое отношение к природе.

Интересные рисунки используются на экологических занятиях при раскрытии красоты того или иного объекта или явления, составлении раскладной книжки, например, о временах года или природе родного края. На страницах таких книжек помещаются рисунки детей, а комментарием к ним могут служить стихи, небольшие рассказы или сказки самих детей.

Познание окружающего мира через взаимосвязь различных явлений, отношений является более интересным и полезным для детей. Этот процесс в более привычной для дошкольников форме возможно организовать в ходе комплексных занятий.

Г. Казаручик


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress