Написать нам
Популярно
1   0   207

Занятие по обучению детей 4-5 лет основам экономики на тему «Деньги»

Программное содержание:

  • формировать у детей представление о деньгах, их внешнем виде, достоинствах, свойствах и качествах;
  • учить строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять числительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая их с существительными;
  • обучать элементам простейшего кодирования и чтению по коду;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Реализацию программных задач осуществить через комплекс методов ТРИЗ:

  • Системный оператор(«9-экранка»).
  • Морфологический анализ («волшебная дорожка»)
  • Синектика и аналогия (по компоненту).
  • Метод фокальных объектов.
  • Разрешение противоречий.

Предварительная работа:

  • обучение алгоритму методов ТРИЗ через тренинги;
  • рассматривание иллюстраций в книге «Для юных нумизматов» под редакцией Королева;
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Демонстрационный материал:

  • макеты «9-экранки», морфологической дорожки, метода фокальных  объектов, денежные купюры, монеты, бумажные и металлические предметы.

Раздаточный материал:

  • столы для проведения опытно-экспериментальной деятельности с набором предметов: полоски бумаги, металлические предметы, (например, шпильки), емкости с водой и грунтом;
  • кодовые карточки по количеству детей;
  • наборы предметов, условно обозначающие деньги (мелкие игрушки,    природный и бросовый материал);
  • большие игрушки-товары (на основании рисунков на кодовых  картинках) или предметные картинки с их изображением;
  • пластиковые карточки, игрушечные деньги;
  • монеты, свеча, бумажные кошельки.

Воспитатель объявляет, что сегодня на экранах «волшебного телевизора» – передача о деньгах, и открывает первый экран («Мы рассмотрим с вами что-то, это что-то для чего-то»).

Вопросы к детям:

  • Для чего нужны деньги?
  • Что хорошего и что плохого, когда много денег?
  • А когда мало?

Деньги нужно беречь или тратить? Мнения детей разделяются. Воспитатель обсуждает каждое, располагая детей к рассуждениям.

Правильно, беречь! Получат деньги ваши родители, положат их на видное место, сядут с вами рядом и будут любоваться, какие они красивые, пока следующую зарплату не получат…

Если не беречь, значит, тратить! Получили деньги – и сразу накупили  всего, чего захотелось…

Как видите, плохо, когда деньги или только бережёшь, или только тратишь. А можно ли одно и другое делать одновременно?

Воспитатель после ответов детей подводит их к пониманию, что деньги нужно расходовать разумно, тогда надолго хватит и их, и того, что на них куплено.

Открывается второй экран «волшебного телевизора» («Это что-то – из чего-то»). Дети отвечают, что деньги сделаны из бумаги и металла.

Кто знает, как называются металлические деньги? (Монеты). А бумажные деньги называются купюры (обогащение и активизация детского словаря).

Как вы думаете, удобнее пользоваться монетами или купюрами? Ваши мнения опять разделились, и поэтому приглашаю вас в лабораторию на эксперименты, после чего проведём учёный совет на «волшебной дорожке».

На заранее оборудованных для экспериментальной деятельности столах дети рассматривают предметы, с которыми им предстоит совершать действия.

Воспитатель задаёт уточняющие вопросы.

  • Монету или купюру будет обозначать полоска бумаги?
  • Что будет обозначать шпилька, почему? (Монету, она из металла).

Опыт №1. Опустите полоски бумаги и шпильки в стаканы с водой. Расскажите друг другу, что с ними происходит. Не торопитесь их доставать. А теперь доставайте и поделитесь мнениями, что случилось с бумагой и шпилькой.

Опыт №2. По указанию воспитателя полоска бумаги и шпилька опускаются на грунт, желательно влажный чернозём.
Какие следы на бумаге и шпильке оставил грунт? (Грязь).  Попробуйте её  убрать тряпочкой и обсудите, в каком случае это делается легче.

Опыт №3. Для проведения следующего опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на бумагу и шпильку. (Параллельно можно обсудить с детьми смысл пословицы «Бросать деньги на ветер»).

Опыт №4. А теперь в левую ладошку положите шпильку, в правую – бумажку и сожмите их. Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуйте разгладить то, что смято.

Опыт №5. Кладу монету и купюру в кошелёк. Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось? (Выслушать мнения детей, затем продемонстрировать).

Опыт №6. Воспитатель подносит к огню оба атрибута, дети отмечают, что шпилька лишь накалилась, но не исчезла.
После опытов дети переходят к морфологической дорожке, на которой размещены 6 элементов, т. е. рисунки: вода, земля (грунт), ветер, огонь, руки, кошелёк, а «путешествуют» по ней монета и купюра.

Для стимулирования речевой активности детей в процессе работы на морфологической дорожке целесообразно использовать имитацию профессорской мантии. Надевший её ребёнок подходит к пособию и посредством составления сложно — подчинённого предложения рассказывает, как реагируют монета и купюра на каждый элемент «волшебной дорожки»: «В воде монета тонет, а купюра плавает»;  «В воде купюра погибает, а монета живёт» и т.п. В итоге делается вывод, что деньги нужно беречь.

Открывается 3-й экран («Это что-то – часть чего-то»).

Где бывают деньги? (Банк, копилка, кредитная карточка, коллекция, сейф, касса – все эти рисунки на экране №3). Воспитатель рассказывает детям, что иногда деньги можно взять в банке в кредит. Можно получить деньги наличными, или на кредитную карту.

Физкультминутка.

Затем постепенно открываются экраны №4, 5, 6. («Чем-то было раньше что-то»).

Рассказ воспитателя:

Когда-то, в глубокой древности, когда люди жили племенами, таких денег, как сейчас, не было. Купюры и монеты им заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки (все эти вышеперечисленные предметы представлены на экране №4 и 5, а те места, где древние люди это добывали – на экране №6.

Экраны №№7, 8, 9 можно заполнить с помощью метода фокальных объектов – «Деньги будущего».

Экран №7 – «Чем-то станет наше что-то».

Экран №8 – «Из чего же будет что-то».

Экран №9 – «Где жить будет наше что-то».

Зимницкая Н.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress