RSS  Написать нам
5   0   468

Экономическое образование дошкольников: из опыта работы

Экономическое образование детей дошкольного возраста осуществляется с помощью игр, элементарных задач, кроссвордов. Они помогают ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.

Экономическое образование в данном случае необходимо понимать как область «разумного ведения домашнего хозяйства».

Искусство такого ведения может быть преподнесено в форме элементарных сведений.

Необходимо постепенно формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумного использования. При этом важно умело находить взаимосвязь между экономическими, этическими и нравственными категориями, демонстрировать правильное отношение к рекламе, обучать рациональному поведению в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Современные дети живут в рыночных условиях, им предстоит овладевать принципиально новыми профессиями, которые потребуют новых знаний, новых профессиональных и личностных качеств.

В дошкольной педагогике экономическое образование и обучение является составной частью трудового воспитания.

В нашем ДОУ занятия по экономике проводятся в различных формах:

  • экскурсии;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-соревнования;
  • экономические викторины;
  • беседы.

Прежде всего, мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду. В доступном для детей месте находятся карточки с иллюстрациями экономических понятий, экономическая карта, по которой дети с интересом путешествуют.

Гном Эконом и царица Экономика помогают детям усвоить такие сложные понятия, как «потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.

Кроме задач, предлагаем детям немало интересных и познавательных заданий: головоломки, ребусы, загадки на экономические темы. При изучении новых тем и закреплении пройденных активно используем элементы ТРИЗ.

Во время экскурсий в магазин они видят, что у каждого продавца есть своё рабочее место, свои обязанности. Отмечают, каким образом оформлены витрины, рассматривают ассортимент товаров, цены на них, наблюдают за процессом купли-продажи, после этого, естественно, с разрешения родителей, совершают свои первые в жизни покупки.

С интересом дети участвуют в рекламных играх. На занятиях рекламируют лучшие товары, подчёркивая тем самым их привлекательный внешний вид, преимущества их функциональность.

Даже если в качестве «объекта» предлагают игрушки, ребята придумывают оригинальную рекламу: какие они добрые, красивые и как с ними можно играть.

Безусловно, лучше всего элементарные экономические знания дети дошкольного возраста усваивают в процессе различных экономических игр. Предлагаем несколько из них, которые используем на занятиях с воспитанниками.

Игра «Хочу и надо»

Цель: формирование опыта игровых действий, отображающих смысл социальных отношений.

Материал и оборудование: карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы; карточки с иллюстрациями понятий «хочу» и «надо»; игровое поле.

В ходе игры дети определяют, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображённый на карточке предмет, и крепят к нему иллюстрацию, символизирующую соответствующее понятие.

Игра «Где пригодится»

Цель: развитие интереса к труду своих родителей.

Материал: экономическая карта, на которой слева изображены: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь и др., а справа — иллюстрации готовых блюд: каша, салат, варенье, повидло, сок; карандаши по количеству детей.

Необходимо соединить линиями изображения блюд и продуктов, из которых они готовятся.

Игра «Кто что производит»

Цель: развитие интереса к социальной действительности, к труду взрослых.

Материал: экономическая карта, на которой слева изображены представители разных профессий: повар у плиты, токарь у станка. садовод в саду, художник за мольбертом, портной за швейной машиной, справа — иллюстрации готовой продукции; карандаши по количеству детей.

Дети стрелочкой соединяют изображения представителей профессий и иллюстрации произведённой ими продукции.

Приведённые и другие подобные игры способствуют формированию у детей дошкольного возраста экономического сознания. Они приближают ребят к жизненным реалиям, пробуждают у них экономическое мышление.

Приведём также одну из форм, которую используем в работе.

Досуг для детей старшей группы (5—6 лет) «Как Наф-Наф пример показал»

Материал и оборудование: домик-копилка, иллюстрация к сказке «Три поросёнка», на которой герои вместе держат копилку, весы, условные деньги из картона; карточки с цифрами от 1 до 8, знаками <, >, =, СБ (сбережения) по количеству детей.

Ход досуга

Воспитатель (В.). Ребята, посмотрите, какой необычный домик. Называют его домиком-копилкой. Что вы можете сказать о жителях этого домика? (Ответы детей.) Правильно, жители здесь необычные — рубли и монеты. Когда деньги входят в домик, получается доход, а когда уходят, то это называется расход.

Послушайте, что в своей сказке «Муха-Цокотуха» сказал о важности сбережения К. Чуковский.

А бывает ещё накопление.

Без него проживёшь — нет сомнения.

Но какой же ты будешь бедняк,

Если сносишь последний башмак.

Чтобы лучше и легче жилось,

Чтоб спокойно и сладко спалось,

Поработаем дружно сейчас,

Создадим кое-что про запас.

Воспитатель спрашивает у детей:

  • Для чего нужны копилки?
  • Для чего люди копят деньги?
  • У кого из вас дома естькопилка?

После обсуждения ответов, воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию к сказке «Три поросёнка».

В. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости из сказки, которая называется «Три поросёнка». Вспомните, как их зовут. (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.) Что они вместе держат? (Копилку.) Правильно, они держат копилку и с вашей помощью хотят узнать про свои доходы и расходы.

Игра «Помоги поросятам»

Воспитатель предлагает ситуации, а детям необходимо найти решение. Для этого используются карточки с цифрами и знаками, условные деньги, весы.

1. У Ниф-Нифа доход составил 3 денежки, а расход — 4.

Дети между карточками с указанными цифрами ставят соответствующий знак: 3 < 4; Д < Р. Соотношение доходов и расходов проверяют на весах: на одну чашу кладут 3 условные денежки, на другую — 4. Определяют размер сбережений: СБ = 0. Обсуждают вопросы: остались ли сбережения у Ниф-Нифа? Почему?

2. У Нуф-Нуфа доход составил 4 денежки, расход — тоже 4. Дети устанавливают соответствующие карточки с цифрами и знаками: 4 = 4; сравнивают доход и расход: Д = Р; определяют сбережение: СБ = 0. Правильность ответов проверяется на весах, затем обсуждаются вопросы: имел ли сбережения Нуф-Нуф? Как он вёл своё хозяйство?

3. У Наф-Нафа доход — 6 денежек, а расход — 4. Дети устанавливают соответствующие карточки с цифрами и знаками: 6 > 4; сравнивают доход и расход: Д > Р; определяют сбережение: СБ = 2. Правильность подтверждают с помощью весов, обсуждают вопросы: имел ли сбережения Наф-Наф? Умело ли он вёл домашнее хозяйство? У кого из поросят может находиться домик-копилка?

В. Дети, в чём убедил нас Наф-Наф? (Ответы детей.) Правильно, в том, что деньги надо считать, вести их учёт, чтобы видеть доходы и расходы. Если вы будете удачно планировать расходы, правильно их продумывать, то сможете экономить. У вас получится накопить, сделать сбережения, которые потом вам очень пригодятся, помогут купить то, что нравится.

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф благодарят вас за помощь и дарят вам домик-копилку.

Т. Дубровская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress