RSS  Написать нам
7   0   1031

Планирование работы по экономическому воспитанию в детском саду

Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.

Ввести дошкольника в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них.

Самыми распространёнными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта. Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.

Очень часто в речи детей можно слышать слова: «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт.

Таким образом, повседневная жизнь дошкольника, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.

Сложившаяся экономическая ситуация сама указала на объективную необходимость формирования у дошкольников элементов экономических знаний, умений и навыков, что послужило основой правильного мировозрения и организации эффективного взаимодействия с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, педагоги решают задачи всестороннего развития личности.

В дошкольных учреждениях целесообразно регулярно проводить тематические досуги и развлечения по данной тематике. Современные методы приобщения дошкольников к ценностям экономической культуры включают беседу, рассказ, проблемные ситуации, игры, поиск, исследования, эксперимент, поощрения, примеры, убеждения, личный опыт, метод воспитывающей ситуации с нравственно-экономическим содержанием.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников была бы неэффективна без участия родителей. На всех этапах работы требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Цель планирования: раскрыть ребёнку-дошкольнику окружающий его предметный и природный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Задачи планирования:

  • первоначальное ознакомление дошкольников с экономикой как сферой жизнедеятельности людей;
  • формирование правильного отношения к деньгам, воспитание начал разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • приобщение к домашней экономике: экономии электричества, тепла, воды;
  • воспитание потребности в социально значимой и содержательной деятельности;
  • воспитание экономного отношения к продуктам труда, личным вещам, материальным ценностям дошкольного учреждения.

Блок «Потребности и возможности»

Сентябрь


1. Занятие-беседа «Экономика и мы».

Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

2. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

3. Познавательное занятие «Потребности. Какие они?».

Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

4. Развитие речи и общения «Мои потребности».

Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

Октябрь


1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».

Задачи: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.

2. Игра-занятие «Заветные желания».

Задачи: закрепить представления детей о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь; воспитывать упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

3. Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».

Задачи: закрепить представления детей о первоочередных нуждах человека; развивать воображение, умение самостоятельно принимать решения; формировать разумное поведение в различных жизненных ситуациях.

4. Моделирование произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Задачи: учить детей по картам-схемам составлять описательный рассказ, помочь им понять значимость жизненно важных потребностей; воспитывать чувство благодарности к тем людям, которые прилагают максимум усилий, чтобы помочь другим.

Блок «Деньги»

Ноябрь


1. Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

2. Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

3. Рисование «Портрет профессии моих родителей».

Задачи: закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.

4. Дидактическая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

Декабрь


1. Занятие «Деньги и товары».

Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.

2. Дидактическая игра «Супермаркет».

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.

3. Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Огниво».

Задачи: расширить представление детей о деньгах и их ценности; развивать способность разумно расходовать деньги; воспитывать бескорыстие, гуманность.

4. Дизайн «Реклама товара».

Задачи: раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Блок «Бюджет семьи. Доходы и расходы».

Январь


1. Познавательное занятие «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

3. Развлечение «Как три поросёнка хотели стать экономистами».

Задачи: учить детей решать различные проблемные задачи, используя при этом арифметические действия сложения и вычитания, обозначать полученный результат цифрами и знаками (больше, меньше, равенство); развивать элементарное умение планировать расходы; воспитывать целеустремлённость, взаимовыручку.

4. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

Февраль.


1. Игра-занятие «Накопление и потребление».

Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.

2. Дидактическая игра «Доходы семьи».

Задачи: познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

3. Комплексное занятие «Хочу и надо».

Задачи: учить различать понятия «хочу» и «надо» у ребят; дать им представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас благ; формировать чувство меры; воспитывать чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

4. Занятие-лаборатория «Экономим тепло».

Задачи: расширить представления детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность; уважение к результатам труда людей.

Блок «Труд. Профессии»

Март


1. Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

2. Просмотр видеоматериалов, аудиорассказ о производстве заводов.

Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.

3. Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен».

Задачи: закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».

4. Занятие-игра «Путешествие в страну электричества».

Задачи: формировать представление об электричестве; расширить знания детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами; воспитывать бережное отношение к электроэнергии.

Апрель


1. Занятие-телепередача «Почта гнома Эконома».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

2. Лепка «Наши помощники — электроприборы».

Задачи: дать представления о профессиях, относящихся к производству электроприборов; повторить изученные приёмы лепки; развивать мелкую моторику руки, абстрактное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца.

3. Ролевая игра «Агентство недвижимости».

Задачи: познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риэлтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом.

4. Занятие-путешествие «На необитаемом острове».

Задачи: формировать представления детей дошкольного возраста о первоочередных потребностях человека; развивать фантазию, воображение; закрепить навыки использования приёмов «включения» и «опредмечивания» в конструктивной деятельности; создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада; воспитывать чувство коллективизма.

Май


1. Занятие «Игра-путешествие водяной капельки».

Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.

2. Конкурс «Назови профессию».

Задачи: закрепить знания о профессиях; развивать сообразительность, быстроту реакции; воспитывать культуру взаимоотношений.

3. Познавательное занятие «Как выращивают хлеб».

Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

4. КВН «Путешествие по стране Экономика» (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress