---Обучение детей правильному дыханию при помощи дыхательной гимнастики
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

2   0   76

Через игру к правильному дыханию

Дыхательная гимнастика — это система специально подобранных физических упражнений для развития дыхательной мускулатуры. Она оказывает оздоровительное и общеукрепляющее воздействие на детский организм.

Упражнения на дыхание лучше всего использовать в комплексах утренних зарядок, включать в подготовительную или заключительную части занятия по образовательной области «Физическая культура», проводить на прогулках, как физкультминутки, во время перерывов между занятиями, а также как часть комплекса закаливающих процедур после сна.

Учитывая, что любые физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, то в широком смысле слова, любые виды физической культуры, в которых стимулируется дыхательная функция, можно условно считать дыхательной гимнастикой.

Дыхательную гимнастику рекомендуется применять во всех группах ДОУ

Необходимо увеличивать нагрузку на детей постепенно, за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Чтобы сделать их привлекательными, интересными для воспитанников, необходимо превратить скучные упражнения в весёлую игру. Для этого придумывают понятный детям образ, подбирают стихотворение, рифмовку.

Рекомендуется внедрять в работу с детьми дошкольного возраста:

  • управляемое дыхание (статические дыхательные упражнения под счёт);
  • динамические дыхательные упражнения с движениями рук, туловища, шеи;
  • звуковую гимнастику (пропевание на выдохе гласных [ааа], [ооо], и т.д., слогов [аах], [уух], [оох] и т.д., звонких согласных [з], [ж], [р] и т.д. в исходных положениях стоя, сидя, лёжа);
  • звуковую гимнастику с «рычанием» ([ррр], [бррри], [бррра] и т.д.), пыхтением ([пфф] и т.д.), произнесением глухих согласных ([к], [т], [н]) и короткого, отрывистого звука [ха] на выдохе;
  • обучение «искусству» кашля на выдохе — надавливание кистями рук на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками, сотрясение грудной клетки (массажные приёмы: поколачивание, похлопывание);
  • диафрагмальное дыхание (выпячивание живота на вдохе и втягивание на выдохе);
  • упражнения с задержкой дыхания на выдохе;
  • упражнение на дыхание в разных исходных положениях (стоя; сидя; сидя прогнувшись, руки на поясе; лежа);
  • дыхание с сопротивлением (выдох через сложенные трубочкой губы, свист, игра на дудочке, выдох через соломинки, помещённые в воду и пр.).

На занятиях можно использовать специальные физические упражнения:

  • движения рук с предметами (для повышения силы и силовой выносливости дыхательных мышц);
  • движения в плечевых суставах (для развития подвижности грудной клетки);
  • упражнения для мышц плечевого пояса, наклоны и повороты туловища, движения во всех суставах и др. (для повышения сократительной способности дыхательной мускулатуры, развития подвижности диафрагмы и грудной клетки);
  • упражнения для формирования правильной осанки (для предупреждения осложнений).

Занимаясь дыхательной гимнастикой с детьми дошкольного возраста важно следить, чтобы не было симптомов гипервентиляции лёгких:

  • кружится голова
  • резкое изменение цвета лица;
  • дрожание кистей рук;
  • учащённое дыхание;
  • чувство покалывания и онемения в руках, ногах.

Если перечисленные симптомы были замечены, их можно устранить при помощи несложного упражнения: складываем ладони вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2—3 раза).

После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

ЧАЕПИТИЕ

Комплекс дыхательной гимнастики с кольцами большого диаметра

«Наливаем чай»

И.п. — присед, кольцо на полу.

Направить большой палец книзу в центр кольца, выполнить спокойный вдох и на выдохе произнести [с-с-с-с] (3—5 раз).

«Размешаем мёд»

И.п. — то же.

Указательным пальцем ребёнок водит в кольце по кругу, имитируя размешивание (10—15 с).

«Остудим чай»

И.п. — то же.

Выполнить короткий вдох через нос и продолжительный выдох через сомкнутые губы в кольцо («чашку») (3—5 раз).

«Выпьем чай»

И.п. — стоя, кольцо на уровне лица.

Выполнить продолжительный вдох чрез сомкнутые губы и продолжительный выдох через сомкнутые губы (2—3 раза).

АВТОМОБИЛИСТЫ

Комплекс дыхательной гимнастики с кольцами большого диаметра

«Открываем окно и вдыхаем воздух»

И.п. — стоя, кольцо на уровне лица.

Дети имитируют открывание бокового окна в автомобиле. Затем выполняют 3—7 коротких прерывистых вдоха через нос и продолжительный выдох через нос (1—3 раза).

«Поворачиваем»

И.п. — стоя, кольцо в согнутых руках. Перебирание кольца влево и вправо (15 с).

«Сигналим»

Выполнить вдох через нос и на выдохе произнести [би-би-би». (Методическое указание: растягивать губы в улыбке при произнесении [би-би-би]) (3—5 раз).

«Поворачиваем»

И.п. — стоя, кольцо в согнутых руках.

Повороты кольца влево и вправо.

«Жарко в машине»

И.п. — сидя, кольцо на полу.

Глубокие вдохи и выдохи через нос, обмахиваясь руками перед лицом (3—4 раза).

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Комплекс дыхательной гимнастики со шнуром

Шнур лежит кругом. Дети стоят вокруг.

1. И.п. — о.с.;

1—2 — руки вверх, вдох через нос;

3—6 — наклон вперёд, руки назад (продолжительный выдох через рот) (3—5 раз).

Дети приседают, берутся за шнур двумя руками хватом сверху.

2. И.п. — стоя, шнур хватом сверху;

1—2 — шнур вверх, потянуться, вдох;

3—4 — шнур вниз, наклон, выдох (3 раза).

3. Ходьба, держась за шнур, дыхание свободное. По команде «Стой!», дети останавливаются.

На слова «вдох-выдох» выполняют глубокие вдохи и выдохи (по 3 раза), по команде «Задержали дыхание!» на 3 секунды задерживают дыхание на выдохе.

Все задания повторяются в той же последовательности 2—3 раза.

(Методическое указание: соотношение вдоха к выдоху составляет 1 : 2.)

ПУШИНКИ

Комплекс дыхательной гимнастики без предметов

«Пушинки кружатся»

И.п. — сомкнутая стойка, руки в стороны. На слова «Пушинки кружатся, кружатся» дети выполняют вдох через нос и выполняют медленное кружение влево; на слова «и на землю ложатся» дети выполняют продолжительный выдох через нос, приседают и группируются. То же, в другую сторону (2—3 раза).

(Методическое указание: движения выполняется слитно.)

«Сдуем пушинки с ладоней»

И.п. — присед.

Вдох через нос, плавный продолжительный выдох через сомкнутые губы на ладони.

«Любуемся пушинками»

И.п. — лёжа на спине, свободные вдохи и выдохи в расслаблении, концентрируясь на дыхании.

(Методическое указание: движения выполняются слитно.)

Е. Амелько,
руководитель физического воспитания


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector