Написать нам
Популярно
1   0   206

Движение и зрение

Значение физического воспитания для ребёнка бесспорно. Физическая культура — одно из условий гармоничного развития личности.

Возможность осуществлять основные социальные функции во многом определяется сформированностью навыков регуляции двигательного поведения.

Двигательной активностью ребёнка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Ребёнок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познаёт мир. Задача руководителя физического воспитания — прививать любовь детей к активности, всячески её поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, ловкости, выносливости.

Отмечено, что при дефекте зрения рано возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей.

Также отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма, ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушение координации, точности, быстроты), что искажает процесс социализации.

Базируясь на физиологические особенности, физическое воспитание детей со зрительной недостаточностью включает ряд задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития:

1-я группа — оздоровительные и образовательные задачи:

-всестороннее расширение функциональных возможностей организма: укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

-целенаправленное развитие комплекса двигательных качеств: ловкости, гибкости, скорости, силы и выносливости;

2-я группа — коррекция вторичных отклонений:

-коррекция состояния стопы и её функции;

-коррекция осанки;

-укрепление дыхательной системы;

-улучшение общей и посуставной подвижности.

3-я группа — активизация и стимуляция зрительных функций.

-повышение скорости зрительного восприятия;

-расслабление конвергенции (разведения зрительных полей при сходящемся косоглазии);

-развитие глубинного зрения;

-развитие прослеживающих функций глаз;

-развитие бинокулярного зрения (развитие глазомера);

-развитие пространственной ориентировки.

Для реализации коррекционных задач по развитию физических качеств, пространственной ориентировки, зрительных функций в оформлении потолка и стен используются цветовые полосы. Их наличие позволяет значительно разнообразить работу с детьми. Помещение зала оформляется так, чтобы ребёнок мог легко направить зрительное внимание на то пространство, которое выделено тем или иным цветом, войти в него и выполнить определённое задание (игра «Кто первый?», «Выполни правильно»); направить зрительное восприятие вдаль и нацелить его восприятие на выделение, обобщение отдельных частей (игра «Меткий стрелок», «Забрось шишку»).

Опыт работы позволяет отметить, что коррекционная направленность физкультурных занятий выражается в применении в нём специальных приёмов, способов, технических средств и оформления, действующих в рамках образовательного процесса и нацеленных на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательной, пространственной ориентировки, а также эффективное усвоение учебного материала.

На наш взгляд, для детей с нарушением зрения целесообразно использовать игры и упражнения, направленные на развитие основных двигательных качеств и зрительных функций.

Повышение скорости зрительного восприятия:

  • подбросить мяч вверх и словить его; с хлопками; в разном исходном положении;
  • метание мяча в указанном направлении;
  • бросание и ловля мяча при медленной ходьбе прямо, боком;
  • игры «Дартс», «Мини-баскетбол», «Кольцеброс».

Развитие послеживающих функций глаз:

  • катание мяча по поверхности тела;
  • вращение мяча на полу;
  •  прокатывание мяча разного диаметра по ограниченной поверхности, в указанном направлении;
  • дыхательная гимнастика с предметом;
  • игры «Проследи за самолётиком», «Серсо», «Лабиринт».

Развитие глубинного зрения:

  • метание мячей разного диаметра в вертикальную, горизонтальную цель;
  • игры «Мяч между кубиками», «Набрось обруч», «Закати мяч».

Развитие пространственной ориентировки:

  • нахождение предмета по словесному описанию;
  • виды ходьбы, бега по разметкам;
  •  нахождение предмета по плану;
  • ориентировка на себе;
  • преодоление полосы препятствий по словесной инструкции.

Тренировка статического равновесия:

  • стойка на носках с разным положением рук;
  • стойка на одной ноге с различным положением свободной ноги;
  • удержание предметов (палки, мяча, кегли) на раскрытой ладони;
  • приседание с разным положением рук;
  • игры «Кто дольше?», «Удержись», «Положи-подними».

Тренировка динамического равновесия:

  • ходьба на носках, вперёд-назад, с поворотом на 180, 360 градусов;
  • ходьба по линии с разным положением рук, приставным шагом;
  • -ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, гимнастической палкой на вытянутой руке;
  • перешагивание через предметы.

Развитие бинокулярного зрения:

  • метание мяча (различных предметов) вдаль, в указанном направлении, в движущуюся цель;
  • настольный футбол, баскетбол;
  • следить за движением пальца во всех направлениях при неподвижной голове.

Рекомендации по организации двигательного режима дошкольников с нарушением зрения

На физкультурных занятиях важно:

— существлять индивидуальный подход с учётом зрительной патологии

— исключить акробатические упражнения, поднятие тяжести, бег на ускорение;

— ограничить отдельные виды движений (прыжки в длину, высоту) по согласованию с врачом-офтальмологом;

— уменьшить дозировку в подвижных играх, упражнениях с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является зрительная гимнастика, которая проводится в течение 3—5 мин.

При выполнении различных заданий, упражнений дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше согласно зрительной патологии.

Е. Изотова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress