Написать нам
Лайк   0   35

Формирование творческих способностей у дошкольников в процессе физического воспитания

Работая с детьми дошкольного возраста, мы, как правило, формируем творческие способности на занятиях образовательных областей «Искусство» или «Развитие речи и культура речевого общения». И редко задумываемся о необходимости развития творчества воспитанников в двигательной деятельности.

Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам их выполнения, способствуют развитию физических качеств. Воспитанники стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, спортивных игр, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом они с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.

Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Давая в самом общем виде определение понятию «творческие способности» под ними можно понимать индивидуальные особенности человека, определяющие удачность выполнения им творческой деятельности разного рода.

Формировать творческие способности можно через различные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники и т. д.

Так, для развития творчества мы используем нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики: с элементами ритмической гимнастики и танцевальных движений, сюжетную, игровую и т.д.

Танцевально-ритмическая разминка – одна из самых любимых нашими воспитанниками форма проведения утренней гимнастики. Она включает танцевальные шаги в различных направлениях по одному и в парах, бег под музыку, хлопки в ладоши, ритмичные движения руками, гимнастические упражнения, музыкальные игры.

Сюжетная зарядка проводится в форме двигательных рассказа или сказки, где дети не просто приседают, а прячутся от медведя, не выполняют наклоны, а тянут репку («В лесу», «Репка»).

Игровая утренняя гимнастика состоит из нескольких подвижных игр разной степени интенсивности, в процессе которых непрерывно меняются действия играющих в зависимости от сюжета и правил. Игровые ситуации и образы, безусловно, способствует развитию инициативы, мышления, помогают формировать двигательное воображение и творческие способностей детей.

Одной из организованных форм двигательной деятельности являются физкультурные занятия. Среди всего многообразия их видов в большей степени развитию творчества способствуют занятия сюжетного характера.

Занятия по физкультуре в сюжетной форме начинаются с рассказа педагога, который может быть построен по литературному произведению, авторской или народной сказке, сюжету, придуманному самим руководителем физвоспитания. Воображаемая ситуация активизирует воспитанников, стимулирует их к выполнению физических упражнений. Дети самостоятельно находят способы выполнения основных движений, входя в образ героя, выполняют имитационные движения, подражают его характеру, поведению.

Планируя занятие в сюжетной форме, педагог дает возможность каждому ребенку побывать в сказке, очутиться на таинственном острове или в космосе, приземлиться на в Африке или на Северном полюсе. С увлечением читая письмо и рассматривая карту, дети ищут клад на необитаемом острове или преодолевают препятствия, спеша на помощь заболевшему зайчику. Попадая в такую игровую ситуацию, воспитанники расширяют свой кругозор, развивают воображение. Их внимание сосредоточено на целенаправленном выполнении заданных движений.

Создавая проблемную ситуацию на занятии, педагог просит у детей найти пути ее решения. Например, «пошел дождь (снег), как можно пройти через лужи (сугробы)?» Воспитанники предлагают знакомые им способы передвижения (перепрыгнуть, перешагнуть, обойти «змейкой»). Такие задания требуют от них их необходимости выбора, что является началом еще не вполне осознаваемых ребенком творческих поисков.

Двигательные навыки, которыми дети овладели на занятиях, закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности.

Основой формирования творческих способностей в подвижных играх у воспитанников младшего дошкольного возраста является подражание. У малышей прекрасно развито воображение. Они «летают» как птички или «ползают» как жучки, «прыгают» как зайчики или «порхают» как бабочки. Играя в одну и ту же игру несколько раз, воспитанники привлекаются педагогом к творческим поискам. Например, при повторном проведении игры «Воробышки и автомобиль» детям предлагается подумать, от кого, кроме автомобиля ещё могут улететь воробушки (от собаки, кошки, мальчика и т.д.). Не случайно руководство игрой предполагает ведущую роль педагога, который формирует, активизирует и совершенствует творческую деятельность воспитанников.

  • В среднем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно организовывают знакомые им подвижные игры, изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов, проявляя при этом фантазию и творческую инициативу.
  • В старшей группе воспитанники составляют варианты игр, усложняя уже знакомые правила, сами могут придумывать подвижные игры, что отмечают воспитатели, наблюдая за самостоятельной двигательной деятельностью детей в группе и на прогулке. Это является наивысшим уровнем творчества.

В силу индивидуальных особенностей, различного двигательного и социального опыта, а иногда и из-за неправильно организованного педагогического процесса, придумывание игр получается не у всех воспитанников. Но и здесь важна роль педагога, который, должен заметить проблему и помочь ребенку. Умело руководя игрой можно значительно повысить его творческий потенциал, подтолкнуть к созданию нового, нестандартного.

Работая с воспитателями и руководителем физвоспитания в этом направлении мы нашли множество приемов, которые стимулируют творчество воспитанников в двигательной деятельности.

Наши педагоги регулярно планируют для детей творческие задания с целью обучения их осознанно манипулировать движениями: видоизменять их, придумывать новые, входить в воображаемую ситуацию.

Развитию творчества у детей-дошкольников способствует и физкультурное оборудование.

Мы используем традиционные пособия в необычных условиях (кольцеброс – руль, пирамидка – елочка, мяч – колобок) или нетрадиционное оборудование (“паутинки” из обруча и резинок, пенечки из ведерок, эспандер из латексной ленты). Для того чтобы ребенок захотел играть в ту или иную игру педагоги стремятся создать обстановку, вызывающую радостные переживания уже в ожидании предстоящих действий.

Так, каждому ребенку захочется перейти не через нарисованный «ручеек», а видимый и осязаемый (например, бумажную или целлофановую синюю извилистую полоску) по оранжевому, голубому или полосатому «мостику». Если под один конец доски подложить брусок, то она превращается в горку, подкладывая несколько брусков под оба конца доски можно менять высоту переправы. А может быть кто-то захочет перейти на другой берег не по «мостику», а по «камешкам» (пуговицы, желуди, каштаны)? Меняя условия, мы изменяем двигательные действия детей, развиваем их творческие способности. «На том берегу» в игрушечном городе могут жить кукла, матрешка или сказочный герой. К кому из них пойдем в гости? А к кому нет? Почему? Вот где простор для фантазии и творчества.

Еще одним приемом развивающим творчество в игре является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений («Передвижение по залу в связке парами или тройками», «Передвижение по ограниченной поверхности», «Ходьба по болоту, не замочив ног»).

Таким образом, развивая способность к творчеству в игре, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, педагоги формируют не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий обычно проводится досуг или физкультурный праздник. Например, комплекс «Заячья зарядка» в средней группе завершается физкультурным досугом «В гостях у Зайчика», комплекс «Солдаты» в старшей группе – праздником «Хочется мальчишкам в армии служить», в процессе которых используются освоенные на физкультурных занятиях упражнения, игры, эстафеты.

Физкультурные праздники и досуги также решают задачу формирования творческих способностей детей.

Уже на этапе подготовки к досугу или празднику педагоги вместе с воспитанниками готовят атрибуты для украшения зала, придумывают эмблемы команд, приветствия. Совместная со сверстниками деятельность, игры, оформление зала и отдельных видов соревнований, музыкальное сопровождение, торжественное открытие и закрытие праздника – все это развивает у детей эстетический вкус, чувство красоты, воображение, стимулирует их творчество. Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости, желание заниматься физической культурой.

Результатом работы по формированию творческих способностей у наших воспитанников в процессе физвоспитания является умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress