Написать нам
1   0   264

Формы проведения физкультурных занятий во второй младшей группе

Повышению эффективности физического воспитания детей младшей группы во многом способствует рациональное сочетание разнообразных форм проведения физкультурных занятий.

Занятия могут быть:

  • игровыми;
  • сюжетными;
  • интегрированными;
  • с элементами спортивных упражнений.

Игровая форма

строится на основе разнообразных подвижных игр высокой и малой интенсивности, игровых упражнений, направленных на обучение, закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания). Разнообразие подвижных игр позволяет подбирать их с учётом времени года, условий проведения, подготовленности воспитанников, а также в соответствии с поставленными оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами.

Во вводной части игрового занятия проводятся подвижные игры малой и средней интенсивности с разновидностями ходьбы и бега.

В содержание основной части можно включить игровой комплекс общеразвивающих упражнений и 2—3 игровых задания с использованием различных видов движений, качественному освоению которых способствуют не только подвижные игры, но и игровые упражнения высокой и средней интенсивности. Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных действий («Не наступи на линию», «Перепрыгни через канаву», «Кто дальше бросит?» и др.), позволяющих каждому ребёнку продемонстрировать личные возможности и способности, а педагогу осуществить индивидуальный подход и, соответственно, более качественно решить образовательные задачи занятия. Снижение нагрузки в заключительной части обеспечивает подвижная игра малой интенсивности.

Сюжетная форма

охватывает разные виды движений, подвижных игр, игровых упражнений имитационного характера, объединённых в целостный сюжет («Прогулка в лес», «В гости к бабушке», «Зайки на лужайке», «Цирк» и т.д.).

Например, занятие «Колобок» с традиционной трёхчастной структурой состоит из следующих сюжетных линий:

– вводная часть: «Мы лепили колобка» (разновидности ходьбы с мячом), «Колобок покатился» (бег с мячом в руках);

– основная часть: «Весёлая зарядка с колобком» (комплекс общеразвивающих упражнений с мячом), «Поиграй с колобком» (упражнения в бросании, прокатывании мяча и др.), «Колобок и собачки» (подвижная игра с мячом);

– заключительная часть: «Колобок убегает от лисы» (подвижная игра малой интенсивности с мячом).

Темой сюжетного занятия может быть обыгрывание впечатлений от наблюдений за животными («Собачки», «Лошадки», «Лесные звери» и др.), явлениями природы («Снежок — мой дружок», «Весеннее солнышко», «Зимушка-зима» и др.), а также на предмет познания свойств физкультурного оборудования («Весёлый мяч», «Волшебный мешочек», «Разноцветные колечки» и др.). Очень нравятся детям занятия-путешествия («В гости к Мишке-торопыжке», «На лужайку мы идём», «Летний лес» и др.), их содержание можно бесконечно варьировать путём трансформации сюжета и постепенного наращивания от занятия к занятию сложности и разнообразия двигательных заданий.

Например, занятие, интегрированное с образовательными областями «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество»

начинается, как правило, с актуализации познавательных представлений воспитанников. Для этого проводится вводная беседа с использованием методов опосредованной наглядности: фотографий, картинок, плакатов, связанных с дальнейшим содержанием занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, птиц, насекомых и др., на примере игровых пособий рассматривают предметы ближайшего окружения и рукотворного мира. Продолжительность беседы не превышает 3—5 минут.

Далее, в процессе физкультурной деятельности на занятии дети закрепляют усвоенные представления. Этому способствуют тематические подвижные игры, сюжетные физические упражнения, которые не только эффективно развивают двигательные умения и навыки воспитанников, но и формируют социальный опыт, личностные качества, воспитывают познавательное и гуманное отношение к природе на основе включения ребёнка в различные жизненные игровые ситуации. Завершить занятие можно итоговой беседой или тематической подвижной игрой малой интенсивности.

Физкультурные занятия, интегрированные с образовательной областью «Искусство» включают рациональное сочетание материала, связанного, например, с музыкальной и двигательной деятельностью: подвижных и музыкальных игр, музыкально-ритмических движений, пения, физических упражнений во всех частях занятия. Определённая основа музыкального произведения, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию дыхательной, сердечной, мышечной систем организма ребёнка, а эмоционально-положительное состояние способствует развитию психики, развивает музыкально-сенсорные и двигательные способности у малышей.

Следует отметить, что интегрированная форма чрезвычайно актуальна в работе с детьми третьего года жизни, т.к. как именно в этом возрасте внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются при условии проведения обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности и закрепления в слове.

Занятия с элементами спортивных упражнений

направлены на реализацию важного компонента образовательной области «Физическая культура» по обучению детей катанию на санках и велосипеде, ходьбе на лыжах и скольжению по ледяным дорожкам. Наличие данного компонента подтверждает приоритетность и оздоровительную направленность физических упражнений и подвижных игр на свежем воздухе, а также необходимость вводить спортивные упражнения в содержание физкультурных занятий уже с раннего возраста.

Вводная и заключительная части таких занятий проводятся по традиционной методике, а основная часть охватывает элементы спортивных упражнений, основные виды движений, подвижные игры. Общеразвивающие упражнения в зимний период года в структуру основной части занятия можно не включать, а уделить больше времени обучению и закреплению элементов спортивных упражнений. Эффективность обучения зависит от способности педагога применять индивидуальные подход и страховку в процессе обучения воспитанников спортивным упражнениям, от умения рационально организовать двигательную деятельность на занятии, не снижая его моторной плотности.

Рассмотренные формы проведения физкультурных занятий с детьми второй младшей группы являются наиболее распространенными.

Форму проведения конкретного занятия педагог планирует по своему усмотрению в зависимости от решаемых задач, места проведения, материально-технического оснащения, собственных профессиональных умений.

Н. Власенко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress