Особенности обучения детей раннего возраста (2—4 лет) плаванию с родителями
Весь процесс обучения разбивается на пять периодов, дополняющих и продолжающих друг друга. Причем, к следующему можно переходить только в случае, если ребенок хорошо усвоит упражнения предыдущего. Длительность одного периода — от 3 до 6 недель.
Первый период обучения. Основная задача — закаливание ребенка и постепенное привыкание к воде. Первые занятия проводятся при температуре воды 36 — 37°С, их продолжительность 10—15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до 20—25 минут, а температура воды понижается до 34°С.
Второй период обучения — овладение навыками плавания на спине. Температура воды снижается до 33°С.
Третий период обучения — освоение подводного плавания и ныряния, повышение закаленности. Третий период будет завершен в том случае, если ребенок в течение одного занятия может несколько раз нырнуть, достать со дна игрушку и самостоятельно выплыть на поверхность воды.
Четвертый период обучения — освоение навыков плавания на груди, совершенствование плавания на спине и ныряние.
Пятый период обучения — дальнейшее совершенствование в плавании на груди и на спине.
Обязанности родителей:
1. Одевать и раздевать ребенка до и после занятий.
2. Следить за тем, как ребенок переносит занятие, чтобы не допустить перегрузки или переохлаждения.
3. В процессе обучения ребенка плаванию можно выделить три стадии:
- выполнение родителями соответствующих движений руками и ногами ребенка на бортике бассейна;
- выполнение ребенком этих движений в воде по команде взрослого;
- выполнение этих движений ребенком на суше и в воде самостоятельно. В этом случае родители следят за ребенком и помогают ему устранять возможные ошибки и неточности.
4. Личный пример. Пример родителей — лучший метод убеждения.
5. Контролировать движения ребенка в воде и на суше.
6. Родитель в воде — это партнер ребенка, его «поручень», «буксир», спасатель.
Занятия проводятся в игровой форме вместе с родителями. Игры способствуют осваиванию различных движений в воде.
Играя в воде, дети привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения и передвижения в воде, смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания.
Игра помогает налаживанию контактов в детском коллективе, способствует повышению эмоциональности занятий, что в свою очередь помогает быстрее и прочнее закрепить разученные упражнения. Во время игр дети выполняют множество самых разнообразных движений. Игры и игровые упражнения соответствуют направленности конкретного занятия.
Упражнения по ознакомлению со свойствами воды, изучению элементарных движений рук и ног, передвижению в воде
1. «Маленькие и большие ножки».
Дети и родители образуют круг и говорят: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывают, приговаривают «топ, топ, топ». Затем, замедляя движение, медленно произносят: «большие ноги шли по дороге — топ, топ, топ», высоко поднимая колени и топая так, чтобы появились брызги.
2. «Невод».
Ходьба по дну, взявшись за руки.
3. «Цапли».
Ходьба по дну с высоким подниманием бедра.
Изучение погружения под воду и открывание глаз в воде
1. «Умываемся».
Играющие стоят перед обручем. По команде они набирают в ладони воду и умывают лицо. Повторив то же, выливают воду себе на лицо.
2. «Поезд в туннель».
Играющие выстраиваются в колонну по одному и изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое родителей держат в руках обручи, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети поочередно погружаются с головой в воду.
3. «Достань игрушку».
Дети стоят у бортика. Взрослый разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна. Игра повторяется.
Изучение дыхания
1. «Сделай ямку».
Играющие становятся в шеренгу лицом к руководителю. Дети должны набрать в ладони воду и подуть на нее так, чтобы в воде образовалась ямка от струи воздуха.
2. «Остуди чай».
Играющие приседают под воду до уровня рта, складывают губы трубочкой и дуют на воду, как на горячий чай.
3. «Слушаем пузырьки».
Дети стоят полукругом, согнувшись вперед, подбородок касается воды. Сделать вдох, опустить лицо в воду и сильно выдохнуть, чтобы пошли пузырьки воздуха возле ушей.
Занятия проводятся с учетом возраста и физических возможностей каждого ребенка. В процессе занятий используются вспомогательные и специальные приспособления и предметы: надувные круги, коврика для ванной, нарукавники, игрушки для ванной и бассейна, утята для ванной, погремушки для ванной, ковшики для ванной, вода, набранная в такие ковшик, вытекает через специальные отверстия, создавая интересный водяной поток и т. д.
Игры с детьми в ванной комнате
1. «Водяные струйки».
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из нее водой на стенку, делать с помощью струи разные узоры: домик, шарик. Сначала рисует взрослый, а ребенок отгадывает, а потом наоборот.
2. «Напои зверей».
Взрослый расставляет в ванне пустые емкости различной величины, надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из шланга. Для того, чтобы это занятие имело игровой характер, ребенку можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек — маленькие поилки, у больших — большие.
А. Галинова