RSS  Написать нам
2   0   863

Коррекционная работа с дошкольниками по укреплению здоровья

В системе здорового образа жизни детей в детском саду значительное место занимает коррекционная работа по укреплению здоровья, улучшению физического и двигательного развития каждого ребёнка.

Она планируется на основе полученных в начале года диагностических данных и проводится в удобное для воспитателя время индивидуально или дифференцированно.

Среди детей эпизодически болеющих, надо обратить внимание на тех, чьи болезни продолжаются долго, иначе уровень здоровья может снизиться.

В особой заботе нуждаются часто и долго болеющие дети. Необходим тщательный медико-педагогический анализ причин каждого случая заболевания.

Требуется внимание в течение дня к психоэмоциональному состоянию детей, их двигательной активности.

Для них предусматривается щадящий сугубо индивидуализированный распорядок дня: при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращённая прогулка, во избежание переутомления — укороченные занятия. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Если ребёнок вспотел, его немедленно переодевают в сухую одежду.

Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Врач детского сада назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, которые обязательны для исполнения и в детском саду, и в семье.

Здоровье ребёнка во многом характеризуется такими показателями, как масса тела и окружность грудной клетки, которые должны выступать в гармоничном соотношении с ростом. Отрицательное влияние на здоровье оказывает как завышенный вес, так и его дефицит. У детей с избыточной массой тела нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, ухудшается общее самочувствие, наблюдается повышенная утомляемость, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

Для коррекции избыточной массы тела по согласованию с врачом разрабатывается комплекс лечебно-профилактических мер, включающий:

  • рациональное питание с несколько сниженной калорийностью и богатое овощами и фруктами;
  • медленный темп еды;
  • приём пищи 4—6 раз в день, что исключает переедание;
  • обязательное использование овощных закусок — они утоляют первый голод и не влияют на полноту;
  • тщательное пережёвывание пищи (до 30—40 жевательных движений) — в этом случае еда лучше переваривается и её требуется меньше, что особенно важно для людей, склонных к полноте;
  • постепенное отучивание от привычки переедать;
  • использование специальных приёмов, снижающих аппетит (съесть перед едой конфету, выпить стакан сока);
  • специальное лечебное назначение (при необходимости);
  • оптимальный двигательный режим, дозированный с учётом индивидуальных особенностей физического состояния;
  • постоянный врачебный и родительский контроль (измерение массы тела).

В последние годы наблюдается тенденция к дефициту массы тела у дошкольников.

Этих детей характеризует вялость, быстрая утомляемость и, как правило, плохой аппетит. Для них рекомендуется:

  • систематически приучать к полезным блюдам, но не принуждать их и не отказывать в любимой пище;
  • установить и попытаться устранить причину плохого аппетита;
  • обеспечить сбалансированное питание; порция пищи — строго по возрасту (не завышать объёмы), не кормить насильно; при отрицательном рефлексе на еду сменить обстановку кормления; на ужин давать легко усвояемое блюдо из овощей, творога, фруктов; не давать копчёностей; разрешать есть не за общим столом, а где захочет ребёнок;
  • поменьше давать сладостей, отказаться от жирной пищи;
  • активизировать двигательную активность, обеспечить длительное пребывание на воздухе, полноценный сон, спокойные игры после физических нагрузок, водные процедуры, индивидуализация режима дня, игр и занятий.

Окружность грудной клетки в определённой степени отражает состояние мышечного корсета и функциональные возможности дыхательной системы организма. При низких показателях окружности груди необходимы физические упражнения с включением дыхательных.

Длина тела — ведущий показатель физического развития ребёнка. Отставание в росте на 10—20% требует незамедлительной консультации врача и особой коррекционной программы. Для детей с низким ростом полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи. Следует обратить особое внимание на качество ночного и обязательного дневного сна.

Для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:

  • оптимальный двигательный режим в течение дня;
  • полужёсткая постель для сна;
  • возможность в течение дня многократного кратковременного отдыха для позвоночника (лёжа на спине, животе);
  • использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка», «катится колобок», «брёвнышко», «змея»);
  • кратковременные висы (1—10 сек) на перекладине (несколько раз в день);
  • специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж, прогулки, закаливание.

Методы коррекции двигательной активности детей определяются задачами воспитания.

Двигательная активность детей может трактоваться как оптимальная, недостаточная (малоподвижность), чрезмерная (гиперподвижность). Последние две — группы риска, требующие обязательной коррекции.

Наибольшую трудность в педагогической работе с дошкольниками представляет двигательная сверхактивность, которая может быть результатом гипердинамического синдрома. Дети с синдромом гиперактивности отличаются повышенной возбудимостью, моторной расторможенностью, неустойчивым вниманием. Эти особенности снижают социально-адаптивные возможности ребёнка, что обычно приводит к снижению школьной успеваемости, невротическим реакциям, а иной раз и к отставанию в интеллектуальном развитии.

Комплексная программа коррекции включает следующие мероприятия:

  • переводить расторможенность в целенаправленную двигательную и коммуникативную деятельность, вместо бесцельного бега — подвижные и спортивные игры;
  • совместные со взрослыми виды деятельности (рисование, игры), способствующие воспитанию усидчивости;
  • через каждые 15—20 минут интеллектуальной деятельности предоставлять детям возможность самостоятельной двигательной активности;
  • важно каждый раз подчёркивать успехи детей в овладении движением, выполнении поручения, проявлять терпеливость, доброжелательность, иметь позитивную установку на успех.

С этими детьми проводятся также и дифференцированные специальные мероприятия: в режиме дня предусматривается время для физкультурной деятельности со значительной физической нагрузкой, упражнения на расслабление, периодические сеансы массажа.

Дифференцированные группы для коррекционной работы могут создаваться внутри возрастной группы или межгрупповые.

В этом случае специальные комплексы гимнастики вписываются в распорядок дня, проведение их закрепляется за определёнными лицами. Так, если они предусмотрены после сна, то с одной из подгрупп (например, с теми, у кого плоскостопие) занимается один из воспитателей, с другой (нарушениями в осанке) — старшая медсестра, с остальными — приглашённые специалисты.

Предусматриваются корригирующие упражнения также в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики. Индивидуальную коррекционную работу проводит воспитатель, выбрав для этого удобное время в режиме дня.

Индивидуальная работа проводится с условием, что детям это будет интересно. Для коррекционных занятий с подгруппами выделим определённое время в режиме дня.

Ценность их возрастёт тогда, когда они построены по принципу комфортности — ребёнок испытывает приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми, ощущает «мышечную радость», радуется победе над собой.

Достижению желаемого в коррекции двигательной сферы детей будет способствовать создание условий для их самостоятельной двигательной активности, индивидуальных занятий с ними в детском саду и семье, объединении в совместной деятельности детей разного уровня физической подготовленности.

В. Шишкина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress