RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort şerifali escort kartal escort maltepe escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort izmir escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort
Лайк   0   105

Организационно-методические основы обучения плаванию детей старшей группы (5—6 лет)

Методика обучения физическим упражнениям и играм на воде

В системе занятий в бассейне с детьми старшего дошкольного возраста закрепляются и совершенствуются разученные в средней группе упражнения и игры на воде, осваиваются умения и навыки определённых способов плавания.

Предлагаемая методика включает следующие виды физических упражнений:

  • подготовительные упражнения на суше;
  • специальные упражнения на воде (передвижение, дыхание, погружение, ныряние, лежание, скольжение, плавание, прыжки в воду).

Рассмотрим подробнее их содержание, методические приёмы обучения в системе организованных занятий в бассейне с воспитанниками 5—6 лет.

Подготовительные упражнения на суше применяются практически на каждом занятии.

Новые движения для рук, ног, на дыхание и их согласование сначала выполняются на суше, а затем переносятся в воду.

В работе с детьми 5—6 лет используются следующие подготовительные и подводящие упражнения:

— круговые вращения, повороты, наклоны головы, туловища;

— наклоны вперёд в исходных положениях стоя, сидя; в исходном положении стоя в полунаклоне — движение одной руки в согласовании с дыханием;

— в исходных положениях стоя, лёжа на животе — прогибание с опорой и без опоры, с отведением рук вверх, вперёд, назад, в стороны;

— в исходном положении лёжа на животе — прогибание и захват руками стоп, подтягивание пяток к ягодицам;

— вращение стопами внутрь и наружу;

— махи ногами, выпады вперёд и в сторону с опорой и без опоры;

— надевание и снимание детских ласт;

— сочетание движений рук и ног, как при плавании способом «кроль» на груди, на спине из разных исходных положений (стоя, лёжа на животе и спине на скамейке, на полу) с детскими ластами и без них.

Подготовительные упражнения на суше проводятся в форме комплекса продолжительностью 4—5 мин, который включает 6—7 упражнений с оптимальным количеством повторений для воспитанников старшей группы 5—7 раз.

Комплекс подготовительных упражнений, как правило, начинается с круговых вращений, поворотов и наклонов головы, которые выполняются плавно, без резких движений и обеспечивают постепенную адаптацию мышечного аппарата к физической нагрузке.

В старшем дошкольном возрасте для правильного освоения элементов техники плавания способом «кроль» на груди необходимо выполнять на суше упражнения на согласование движения одной руки с дыханием в исходном положении стоя в полунаклоне, с опорой и без опоры, голова повёрнута и прижата ухом к руке, вытянутой вперёд.

Следует отрабатывать технику выноса руки от бедра локтем вверх, в процессе которого происходит быстрый вдох через рот. При приближении гребковой руки к руке, вытянутой вперёд, голова опускается в воду с последующим длительным выдохом через рот и нос. Под водой рука слегка сгибается и приводится выпрямленной к бедру. Далее цикл движения повторяется.

Это упражнение следует постоянно включать в комплексы на суше, т.к. оно очень сложное, и детям 5—6летнего возраста не сразу удаётся выполнить его правильно.

Если позволяет площадь зала «сухого» плавания, то упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, отработки элементов техники движений рук и ног способами «кроль» на груди и спине, «брасс» можно выполнять в разных исходных положениях.

Полезно включать в комплекс упражнения на растягивание, расширяющие амплитуду движений в суставах и позвоночнике, способствующие развитию специальной гибкости и эффективному освоению новых движений (прогибания, махи ногами, выпады вперёд и в сторону с опорой и без опоры и др.).

Воспитанники 5—6 лет успешно осваивают упражнения с детскими ластами, грамотное использование которых сначала на суше, а потом на воде позволяет выработать выпрямление ног при попеременноударных движениях в скольжении и плавании способами «кроль» на груди и спине.

Специальные упражнения на воде направлены на углубленное разучивание, закрепление и совершенствование у воспитанников 5—6 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, нырянии, лежании, скольжении, плавании и прыжках в воду.

Передвижение в воде.

В течение всего учебного года занятия с детьми 5—6 лет проводятся на глубокой воде (60—70 см). Воспитанники уже самостоятельно спускаются по лестнице под присмотром педагога. В процессе разминки дети выполняют все виды движений по периметру чаши бассейна в построении в колонне по одному, парами, соблюдая дистанцию; поперёк бассейна, распределяясь в установленных местах. Если форма чаши нестандартная (капелька, овал и др.), то педагог для данных условий определяет наиболее удобные варианты построения в разминочном комплексе.

Все движения начинаются с постепенного погружения в воду, привыкания организма к её температуре. Сохранению равновесия, формированию навыков правильной осанки способствует ходьба гимнастическим шагом с задержкой на носке; приставным шагом с приседанием и др.

Многие виды ходьбы рекомендуется согласовывать с работой рук (гребковые движения, движения рук способом «брасс»). Следует обращать внимание на качественное выполнение упражнений даже во время разминки, т.к. эти движения являются подводящими к основным элементам плавания.

Бег в медленном и быстром темпе по сигналу педагога можно выполнять как без помощи рук, так и помогая себе руками (игры: «Футбол на воде», «Караси и карпы» и др.). Удерживать равновесие в передвижениях бегом спиной вперёд, галопом правым и левым боком помогает небольшой наклон корпуса вперёд. Подпрыгивания с ноги на ногу развивают координационные способности. Прыжки в длину, выпрыгивания из приседа или полуприседа вверх с последующим погружением в воду способствуют формированию техники отталкивания при старте в скольжении, плавании (игровые упражнения: «Кузнечики», «Лягушки» и др.).

Воспитанники 5—6 лет успешно справляются с чередованием разных видов передвижений в воде (ходьба, бег, прыжки, бросание предметов) с погружением в воду, скольжением, плаванием по сигналу педагога (игровое упражнение «Слушай сигнал», игры: «Пятнашки с поплавком», «Охотники и утки», «Караси и карпы», «Баскетбол в воде» и др.).

При проведении подвижных игр с использованием разновидностей бега, прыжков, движений с мячом, элементов плавания педагогу необходимо всегда напоминать детям правила игры, даже если она хорошо знакома. Также важно добиваться от воспитанников обязательного соблюдения игровых правил и требований к безопасности (сохранять дистанцию, убегать и догонять по команде, не кричать и не брызгаться и др.).

Дыхание.

Детям 5—6 лет, регулярно посещающим занятия, не представляет труда выполнить погружение под воду на задержке дыхания, держась за поручень. Данное упражнение можно давать индивидуально на счёт (примерно от 2 до 8) в начале занятия после спуска в воду при ожидании всех детей, спускающихся в чашу бассейна.

В старшем дошкольном возрасте процесс обучения навыкам дыхания продолжает решать две важные задачи:

— освоение энергичного выдоха в воду в скольжении и плавании;

— закрепление умения правильно, в устойчивом ритме чередовать вдох над водой с выдохом в воду (не менее 5—6 выдохов подряд).

Дети старшего дошкольного возраста учатся сознательно управлять дыханием с акцентом на продолжительный выдох под водой (дыхательные упражнения: «Большие пузыри», «Качели» и др.).

Упражнения на восстановление дыхания выполняются сериями на протяжении всего занятия. При этом педагогу следует напоминать детям, что вдыхать нужно только через рот, а выдыхать через нос и рот одновременно.

Упражнения с задержкой дыхания начинают осваиваться со средней группы, а в старшей группе воспитанники их закрепляют в скольжении и плавании. Педагог объясняет детям, что выдох в воду — плавный и спокойный.

Проверять качество выполнения упражнения можно по пузырям на поверхности воды и по первому вдоху после завершения скольжения. Если ребёнок правильно выполнил задание, совершил полный выдох, то, вставая, он широко открывает рот и жадно глотает воздух на первом вдохе. Если неправильно, то первым дыхательным движением при вставании будет выдох.

Перед каждым скольжением с выдохом детям нужно напоминать о том, чтобы они делали выдох в воду.

Согласованность поворота головы и дыхания вырабатывается следующим упражнением: стоя на глубине по грудь и держась двумя руками за поручень или бортик, наклониться вперёд так, чтобы при вдохе лицо поворачивалось в сторону и рот выступал над поверхностью, а при выдохе лицо опускалось в воду.

С детьми старшей группы ДОУ в конце учебного года разучивается согласование поворота головы для вдоха с движением одной руки (при вдохе со стороны руки), вторая рука держится за поручень. Начинать упражнение следует с совместного выполнения вдоха и опускания руки под воду, доводя её до бедра, и подъёма из воды локтем вверх. Затем рука выносится кистью вперёд, лицо поворачивается в воду, где совершается длительный выдох.

Детей рекомендуется приучать выполнять круговые вращения каждой рукой отдельно, поворачивая голову для вдоха в соответствующую сторону. Педагог выполняет движение вместе с детьми, используя зеркальный показ.

Погружение.

Воспитанники 5—6 лет, регулярно посещающие занятия, уверенно справляются с погружениями в воду с открытыми глазами по одному, в парах, группой со зрительным и слуховым контролем сигналов педагога (игры: «Утки-нырки», «Паровая машина» и др.).

Детям очень нравится выполнять поочерёдное приседание парами, держась за руки по 4—5 раз подряд с определением слова или звука над водой при полном погружении (игра «Разговор по телефону»), задания на рассматривание предметов, счёт пальцев на руках или ногах под водой (игровые упражнения: «Смотри внимательно», «Посчитай пальчики» и др.).

Ныряние.

Детям 5—6 лет, в отличие от детей 4—5 лет, намного легче справиться с упражнениями на ныряние под ногами сверстников (игровое упражнение «Воротики»), т.к. чем младше ребёнок, тем выше плавучесть, следовательно, тяжелее опуститься на глубину. Выполняя это упражнение в парах, дети помогают друг другу, слегка нажимая руками на спину партнёра. Все упражнения на преодоление различных препятствий, на ориентацию и продвижение под водой воспитанники 5—6 лет выполняют с открытыми глазами (игры: «Подводники», «Салки с мячом» и др.).

К концу учебного года многие воспитанники на задержке дыхания могут проплыть через тоннель из 2—3 вертикальных обручей, расставленных на расстоянии 4—5 м (игровое упражнение «Тоннель») или пронырнуть под горизонтальным мостом, состоящим из 2—3 связанных между собой плавательных перекладин (игровые упражнения: «Не задень», «Проплыви под мостом» др.). Перед выполнением таких упражнений педагог напоминает воспитанникам о восстановлении дыхания и глубоком вдохе, рассчитанном на преодоление всей дистанции.

При сборе тонущих игрушек, предметов, камушков, ракушек, монеток со дна бассейна обязательным условием со стороны педагога является постоянное повторение правил безопасного поведения под водой, а со стороны детей — неукоснительное их соблюдение (игры: «Кто больше соберёт ракушек», «Кладоискатели» и др.).

Лежание.

Воспитанники 5—6 лет спокойно и уверенно выполняют упражнения в лежании на воде без опоры на груди и на спине (упражнения: «Звёздочка», «Солнышко» на спине и др.). Если позволяет глубина бассейна, то можно выполнять упражнения на всплывание и удержание туловища в вертикальном положении, не касаясь ногами дна (игровое упражнение «Кто дольше простоит»).

Благодаря таким упражнениям укрепляются мышцы, тренируется вестибулярный аппарат, формируется уверенность в собственных силах, появляется определённое «чувство воды».

Скольжение.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают закреплять скольжение на груди на задержке дыхания с движениями ног способом «кроль» (упражнение «Торпеда»). Целесообразно отрабатывать эти движения с поддерживающими средствами в выпрямленных руках. При опоре руками на предмет экономятся усилия, которые приходится затрачивать на поддержание головы и туловища на поверхности воды.

Одним из самых распространённых недостатков в работе ног у детей является их чрезмерное сгибание, движения не от бедра вниз-вверх, а от колена назад. Поэтому движения ног тщательно отрабатываются вначале на суше и многократно повторяются в воде.

Совершенствованию скольжения на груди с работой ног способствуют упражнения на преодоление определённой дистанции под водой с задержкой дыхания (игровое упражнение «Кто дальше проскользит под водой» и др.).

При достаточной глубине бассейна можно выполнять задания на проплывание под предметами, сочетая прыжок, ныряние и скольжение. После того, как воспитанники уверенно будут выполнять скольжение на груди с задержкой дыхания, можно перейти к упражнению в скольжении с плавным, спокойным выдохом в воду.

Обучение движениям рук в скольжении на груди следует после того, как дети хорошо овладеют правильным положением тела и движениями ног способом «кроль». В качестве подводящих упражнений для выполнения гребковых движений при скольжении с поддерживающими средствами могут служить некоторые задания для каждой руки отдельно, с опорой второй руки впереди на поддерживающее средство (плавательная доска, нудл укороченный, мяч и др.).

При уверенном выполнении данного упражнения, скольжение на груди можно усложнять гребковыми движениями обеих рук без поддерживающих средств. Движения рук должны быть цикличными. В то время, как одна из рук заканчивает гребок, другая его начинает. Каждый последующий гребок продолжает предыдущий.

С детьми 5—6 лет продолжается закрепление движений ног способом «кроль» в скольжении на спине с поддерживающими средствами в разных положениях: удерживая доску (укороченный нудл, мяч, круг и др.) за головой, у груди, у бёдер (упражнение «Торпеда на спине» и др.). Меняя положение поддерживающего средства, педагог помогает детям увереннее чувствовать себя в воде.

Начиная примерно со второй половины учебного года, в содержание занятий включается скольжение на спине с гребковыми движениями рук с поддерживающими средствами для ног (колобашки, доски). Освоению упражнения предшествует скольжение с прижатыми к туловищу руками. Далее скольжение выполняется в исходном положении — одна рука — внизу, а вторая — вверху по направлению движения, бёдра удерживают колобашку. Положения правой и левой рук рекомендуется периодически менять.

Постепенно дети начинают выполнять согласованные гребковые движения руками. Высоких требований к координации движений предъявлять детям данного возраста не следует, но следить за правильностью движений необходимо (удержание живота на поверхности воды, выпрямление руки под водой, положение головы).

Устойчивый навык скольжения на груди и спине с удержанием вытянутого положения туловища и конечностей на поверхности воды формируется сочетанием поворота с груди на спину и наоборот (игровое упражнение «Винт»).

Скольжение на груди и на спине в детских ластах способом «кроль» способствует правильной работе выпрямленных ног, уверенному и более быстрому преодолению дистанции (игровое упражнение «Подводные лодки» и др.).

Воспитанники 5—6 лет движения ног способом «брасс» предварительно разучивают на суше, а затем закрепляют это упражнение в воде, держась за поручень, старясь выполнить правильное отталкивание ногами. Затем движение ног способом «брасс» отрабатывается в скольжении с поддерживающими средствами для рук (мяч, доска, нудл).

Правильное отталкивание ног в скольжении предусматривает одновременный плавный толчок внутренней частью стоп в стороны и назад, выпрямление ног, соединение пяток с вытянутыми носками (упражнение «Лягушонок» и др.). Цикл движений ногами повторяется несколько раз на задержке дыхания.

Плавание.

Во второй половине учебного года воспитанники 5—6 лет, при условии уверенного выполнения скольжения на груди с гребковыми движениями обеих рук без поддерживающих средств, могут переходить к более сложному заданию: плаванию способом «кроль» с постепенным выдохом в воду (игровое упражнение «Байдарки»).

После того, как дети будут хорошо выполнять скольжение на спине с гребковыми движениями рук, можно пробовать плавать на спине в полной координации (игровое упражнение «Лодочки»). Воспитанникам старшего дошкольного возраста это задание удаётся выполнить не сразу по причине следующих ошибок: неправильные движения руками, «сидячее» положение в воде, запрокидывание головы назад, сгибание ног в коленях. Исправления таких ошибок требует многократных повторений.

Во второй половине учебного года воспитанники 5—6 лет, систематически посещающие занятия, могут проплывать способом «брасс» на задержке дыхания несколько метров (игровое упражнение «Быстрые лягушки»). Несмотря на то, что эти движения лишь в общих чертах похожи на настоящую технику способа «брасс», данный способ плавания заслуживает внимания в системе занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста по ряду причин:

— важно давать воспитанникам возможность пробовать плавать всеми доступными для них способами, что позволит педагогу выявить склонность конкретного ребёнка к определённому виду плавания, а на последующих этапах обучения к определённому водному виду спорта, и целенаправленно развивать его индивидуальные способности;

— плавание способом «брасс» нравится детям. Так, педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что при выделении времени в конце занятия на свободное плавание, дети часто выбирают плавание способом «брасс» на задержке дыхания;

— в естественных условиях открытых водоёмов (озеро, море, река) «брасс» — самый удобный и энергосберегающий способ плавания.

С целью формирования устойчивого навыка плавания способами «кроль» на груди, на спине, «брасс» на занятиях организуются игрыэстафеты, простейшие соревнования между группами или подгруппами детей старшего дошкольного возраста (игрыэстафеты: «Гонка катеров», «Быстрые пловцы», «Соревнование с выбыванием» и др.).

Прыжки в воду.

Воспитанники 5—6 лет уверенно спрыгивают с бортика ногами вперёд без погружения с головой в воду. Педагог всегда обращает внимание на правильное исходное положение: ноги вместе, пальцы стоп захватывают край бортика для упора при отталкивании, руки внизу, спина прямая. Для безопасного выполнения прыжка на бортик нужно положить резиновый коврик.

Выполняя прыжок, дети слегка наклоняют плечи вперёд, руки отводят назад, пружинисто сгибают в коленях, отталкиваются двумя ногами со взмахом рук вперёд и приземляются мягко на полусогнутые в коленях ноги.

Прыжки с бортика ногами вперёд можно разнообразить поворотами на 90° в каждую сторону; выполнять отскок после приземления; погружаться с головой под воду, приседая в группировке (упражнения: «Солдатик», «Прыгни в колодец» и др.).

Также можно прыгать с приземлением в указанное место (упражнение «Точный прыжок»), перепрыгивать через удерживаемый педагогом предмет (палка, шест, нудл).

Дети, которые боятся прыгать с бортика, начинают прыжки с меньшей высоты или с поддержкой педагога. Все прыжки выполняются только по команде педагога поочерёдно, сохраняя дистанцию, или малыми группами в установленном для каждого ребёнка месте.

Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей старшей группы (5—6 лет) охватывает третий этап углубленного разучивания элементов техники плавания.

Н. Власенко, Г. Бережная


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress