---Основы обучения плаванию детей 6—7 лет
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

2   0   48

Основы обучения плаванию детей 6—7 лет

В возрасте 6—7 лет потенциальные анатомо-физиологические возможности детского организма достаточно высоки — это обеспечивает сопротивляемость заболеваниям, быстрое выздоровление и восстановление жизненных сил.

На седьмом году жизни заметно изменяются пропорции тела за счёт увеличения длины конечностей и нарастания мускулатуры. Однако, при относительно хорошо развитой крупной мускулатуре, мелкие мышцы рук, особенно кистей, развиты слабо.

Систематические упражнения и игры на воде благоприятно воздействуют на гармоничное физическое развитие воспитанников, создают условия для повышения умственной и физической работоспособности.

Двигательные возможности ребёнка 6—7 лет заметно расширяются. У детей в этом возрасте проявляется интерес не только к результату, но и к способам выполнения различных упражнений. Желание осваивать те или иные двигательные задания подкрепляется умениями оценивать успешность собственной деятельности, выявлять и исправлять свои ошибки, воспроизводить и создавать новые упражнения на основе имеющегося двигательного опыта и воображения.

Увеличение подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы, а также функциональная зрелость мышечной системы интенсифицирует процесс обучения различным по сложности двигательным действиям, на овладение которыми воспитанникам 6—7 лет нужно гораздо меньше времени, чем детям на год младше.

Их двигательная деятельность всегда осознанна, отличается творческим применением освоенных действий и выраженным стремлением к достижению более высоких результатов в проявлении силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей.

Рассмотренные выше возрастные особенности развития положены в основу методики обучения плаванию детей 6—7 лет в условиях учреждения дошкольного образования.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ И ИГРАМ НА ВОДЕ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

Работа с воспитанниками седьмого года жизни осложняется тем, что многие из них попадают в бассейн впервые. В этом случае обучение начинается с первого этапа подготовки к разучиванию элементов техники плавания, направленного на ознакомление воспитанников с водой и её свойствами.

На втором этапе начального разучивания элементов техники плавания дети учатся уверенно держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), погружаться, открывать глаза в воде, правильно выполнять вдох-выдох в воду и др. Только после освоения первых двух этапов можно перейти к третьему.

Следует отметить, что отсутствие регулярных занятий в бассейне в младшем возрасте не является серьёзным препятствием при обучении плаванию воспитанников седьмого года жизни, т.к. на освоение задач предыдущих этапов им требуется гораздо меньше времени.

Например, задания, направленные на самостоятельное передвижение в воде, воспитанники второй младшей группы (3—4 лет) осваивают в течение учебного года, а дети 6—7 лет — за несколько занятий.

На третьем этапе обучения занятия проводятся на глубокой воде. Они направлены на комплексное решение указанных ниже задач.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

  • совершенствовать устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды;
  • укреплять суставно-связочный и мышечный аппарат;
  • формировать способность к самоконтролю за сохранением правильной осанки, за своим самочувствием при выполнении физических упражнений в водной среде;
  • повышать физическую и умственную работоспособность в процессе регулярных занятий в бассейне.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • закреплять и совершенствовать физические упражнения и игры на воде, навыки безопасного поведения в бассейне;
  • формировать умение согласовывать ритмичный вдох и выдох с движениями рук при плавании способом «кроль» на груди;
  • плавать способом «кроль» на груди и спине, сочетая координацию движений с дыханием;
  • ознакомить с элементами техники плавания способами «брасс» и «дельфин» (или «баттерфляй»);
  • способствовать осознанному проявлению физических качеств в двигательно-игровой и соревновательной деятельности в бассейне.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • способствовать гармоничному физическому, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию;
  • формировать потребность в систематических занятиях в бассейне; поощрять творческое применение двигательного опыта в водной среде;
  • развивать интерес к водным видам спорта, приобщать к идеям олимпийского движения, к событиям физкультурной и спортивной жизни страны в системе занятий в бассейне.

Подготовительные упражнения на суше для воспитанников старшей группы 5—6 и 6—7 лет существенно не отличаются.

Вместе с тем, в работе с воспитанниками 6—7 лет они имеют свою специфику, направленную на разучивание, закрепление и совершенствование отдельных элементов техники разных способов плавания: «кроль», «брасс», «дельфин» (или «баттерфляй»), детальную отработку согласованности движений рук, ног и дыхания.

К ним относятся следующие подготовительные упражнения:

  • вращение прямыми руками поочерёдно, как при плавании способом «кроль», наклонившись вперёд, с опорой прямых рук о стену, гимнастическую лестницу;
  • в исходном положении стоя в наклоне, одна рука впереди, другая сзади — повернуть голову в сторону находящейся сзади руки, сделать вдох и начать движения руками, как при плавании способом «кроль», выполняя одновременно выдох;
  • вращение пластмассового обруча на поясе, согласовывая движения руками, тазом и животом, как при плавании способом «дельфин» (или «баттерфляй»);
  • упражнения на согласование дыхания с работой рук способами «брасс», «дельфин» (или «баттерфляй») из разных исходных положений (стоя, лёжа на животе) с быстрым вдохом через рот и длительным выдохом через рот и нос.

Важно продолжать выполнять упражнения по освоению и закреплению элементов техники способа «брасс»: в исходном положении лёжа на животе, прогибаться и захватывать руками стопы, подтягивая пятки к ягодицам, отпускать захват и выполнять движение ногами, как при плавании способом «брасс». В завершение цикла пятки соединяются, а пальцы ног вытягиваются.

Воспитанники 6—7 лет закрепляют, совершенствуют подготовительные упражнения на сочетание движений рук и ног, как при плавании способом «кроль» на груди, на спине с детскими ластами и без них из разных исходных положений (стоя, лёжа на животе и спине на скамейке, на полу).

Подготовительные упражнения на суше проводятся в форме комплекса продолжительностью 5—6 минут, который включает 6—8 упражнений с оптимальным количеством повторений 6—8 раз.

Передвижение в воде. Дети 6—7 лет уверенно передвигаются по дну бассейна в ходьбе, беге, прыжках, соблюдая дистанцию и требования безопасности. Передвижения в воде полезно сочетать:

  • с погружением, нырянием, плаванием (игры: «Караси и карпы», «Водолазы» и др.);
  • с ловлей, увёртыванием и бросанием предметов вдаль и в цель (игры: «Попади в движущуюся цель», «Волейбол на воде», «Охотники и утки» и др.);
  • с упражнениями на внимание, изменение темпа, ритма и направления движения (игры: «Слушай сигнал», «Кто внимательный?»);
  • с коллективными соревновательными заданиями (игры: «Чьё звено быстрее построится», «Быстрей по местам!» и др.).

Систематическое выполнение прыжков из полуприседа вверх, вперёд, в сторону, отталкиваясь одновременно двумя ногами, в сочетании с погружением в воду, скольжением позволяет закрепить технику отталкивания при старте в скольжении и плавании (упражнения: «Лосось», «Кузнечики» и др.).

ДЫХАНИЕ

Воспитанники 6—7 лет погружаются под воду с головой на задержке дыхания индивидуально примерно на 10—16 счётов не более трёх раз подряд. Такие задания эффективнее предлагать в начале занятия. В конце занятия у детей накапливается усталость, поэтому длительные упражнения на задержке дыхания вызывают недостаток кислорода и могут спровоцировать плохое самочувствие.

На каждом занятии продолжается закрепление умения правильно, в устойчивом ритме сочетать вдох над водой с выдохом в воду.

Дыхательные упражнения, задания на восстановление дыхания следует предлагать воспитанникам на протяжении всего занятия в чередовании со специальными упражнениями (6—8 выдохов в воду).

Продолжительный выдох и непрерывность выполнения серии выдохов способствуют восстановлению дыхательного ритма после интенсивной физической нагрузки.

У воспитанников 6—7 лет следует вырабатывать согласованность движений рук, поворота головы и дыхания. Стоя на глубине по грудь и держась одной рукой за поручень или бортик, нужно наклониться вперёд так, чтобы при вдохе лицо было повёрнуто в сторону, а рот находился над поверхностью воды.

Поворот головы для вдоха начинается, когда левая рука (при вдохе с левой стороны) заканчивает движение под водой у левого бедра и поднимается локтем вверх. Затем рука проносится кистью вперёд, лицо поворачивается в воду, совершается выдох. Цикл следует повторять каждой рукой по несколько оборотов.

Далее упражнение выполняется попеременно двумя руками в согласовании со вдохом на третий гребок с каждой стороны.

НЫРЯНИЕ

Воспитанники 6—7 лет продолжают выполнять задания на перемещение под водой в разных направлениях, преодолевать дистанции на определённые педагогом расстояния, проплывать под водой и выныривать в заданном месте (обруч, круг и др.), снимать при плавании намотанные вокруг ноги куски ткани (игры: «Сними с ноги водоросли», «Тоннель» и др.).

По команде педагога дети с удовольствием находят на дне предметы и перекладывают их в указанное место. Для совершенствования навыков, приобретённых к данному возрасту, эффективно предлагать им задания на сочетание разных специальных упражнений на воде.

Например, подныривать под мост из 3—5 плавательных перекладин, одновременно собирая со дна несколько игрушек, ракушек, камешков или монет (игры: «Искатели жемчуга», «Кладоискатели» и др.); проплывать тоннель из 3—4 вертикальных обручей и, остановившись в указанном месте, забрасывать мяч в корзину, закреплённую на определённой высоте (игры: «Циркачи», «Попади в корзину» и др.). Упражнения в нырянии выполняются при одновременном отталкивании двумя ногами от стенки или дна бассейна.

Воспитанники 6—7 лет уже без напоминаний педагога перед нырянием автоматически делают глубокий вдох, рассчитывая собственные силы для преодоления определённой дистанции.

Повышению качества и скорости выполнения всех заданий в нырянии способствует использование детских ласт.

СКОЛЬЖЕНИЕ

Продолжается закрепление навыка скольжения на груди и спине с поддерживающими средствами и без них с изменением положения рук: выпрямленные или согнутые в локтях за головой, вдоль туловища.

Использование поддерживающих средств способствует сохранению устойчивого положения туловища на поверхности воды, формирует правильную работу ног, а в дальнейшем и координацию рук совместно с дыханием. Каждая новая попытка начинается с энергичного отталкивания и скольжения с постепенным увеличением длины дистанции.

Плавание в детских ластах вырабатывает энергичную работу ног, помогает с лёгкостью преодолевать большие расстояния, различные препятствия.

Воспитанники уверенно проплывают несколько вертикальных обручей, расставленных по периметру чаши бассейна, собирая при этом предметы, камешки, ракушки или монеты.

Скольжение на груди постепенно дополняется поворотом головы в сочетании со вдохом в воду и выдохом из неё. Обращается внимание на наклон головы к вытянутой вперёд руке, сохранение устойчивого положения туловища и непрерывную работу ног.

Спустя время, дети уверенно выполняют спокойный выдох в воду, продолжительность которого у каждого воспитанника индивидуальная, зависящая от физической подготовленности, физиологических особенностей.

Предварительно разучив на суше движения ног, дети упражняются в скольжении способом «брасс» с поддерживающими средствами в руках и без них (упражнение «Лягушонок»).

На седьмом году жизни воспитанники уже могут концентрировать внимание на одновременном толчке внутренней частью стоп в стороны, выпрямление ног и соединение пяток с вытянутыми носками. Цикл движений ногами можно повторять несколько раз, проплывая 4—5 м под водой на задержке дыхания.

Воспитанники 6—7 лет с интересом относятся к освоению элементов плавания способом «дельфин» (или «баттерфляй»), пробуя выполнить «волну» туловищем и ногами сначала на суше, а затем в воде (упражнение «Дельфин»).

Волнообразные движения плечевого пояса, поясницы, таза и ног на суше дети осваивают успешней, если руки опущены вниз и прижаты к туловищу. Сомкнутые ноги двигаются одновременно, напоминая хвост дельфина.

Также на суше при помощи перекладины можно показать волнообразные движения тела в висе.

Знакомство с движениями ног способом «дельфин» (или «баттерфляй») в воде лучше всего начинать с исходного положения лёжа на спине с использованием неподвижной опоры (бортик, перекладина), а затем подвижной (доска, нудл).

При этом наблюдаются наименьшие трудности в дыхании, дети могут видеть указания педагога и контролировать свои действия: сначала вверх двигается живот, затем ноги, соединённые вместе, большие пальцы ног при ударе вверх выходят на поверхность воды.

В исходном положении лёжа на груди, держась за неподвижную опору, воспитанники выполняют движения ног способом «дельфин» (или «баттерфляй») с опущенным в воду лицом на задержке дыхания, затем движение ног осваивается с подвижной опорой и закрепляется в скольжении с поддерживающими средствами и без них.

В соответствии с положением тела сначала вниз двигается живот, затем последовательно бёдра, голени и стопы.

ПЛАВАНИЕ

При плавании на груди продолжается формирование согласованных движений рук и ног совместно с дыханием. Полной координации обеих рук предшествует упражнение отдельно для каждой руки.

Педагогу важно обращать внимание на наклон головы к вытянутой вперёд руке, опирающейся на поддерживающее средство, на сохранение устойчивого положения туловища, непрерывную работу ног и выдох в воду. Гребковые движения одной руки должны быть чёткие, цикличные, уверенные, как на суше, так и на воде.

К концу учебного года дети пробуют плавать способом «кроль» на груди в полной координации движений рук и ног совместно с дыханием. Воспитанникам удобно выполнять вдох на третий гребок. Спокойный и продолжительный выдох в воду вырабатывается постепенно.

При плавании способом «кроль» на спине в полной координации дыхание происходит намного легче. Педагог с одновременным показом движений рук объясняет, когда необходимо делать вдох и выдох. Первое время дети концентрируют внимание на действиях, а дыхание остаётся произвольным. Впоследствии, при многократном повторении, плавание на спине становится согласованным.

Использование ласт при плавании способом «кроль» на груди и на спине доставляет детям большую радость, вырабатывает техничные движения ногами, правильное положение туловища, облегчает работу рук (упражнение «Чьи ласты быстрее?»).

На спине в ластах воспитанники значительно легче преодолевают дистанцию, чем без ласт. Однако, не следует злоупотреблять плаванием в ластах, т.к. они могут сформировать отрицательный эффект облегчённого плавания.

При плавании способом «дельфин» (или «баттерфляй») в ластах движения ногами получаются разные, т.к. физиологические особенности детей индивидуальны. В волнообразных движениях участвует всё туловище — плечевой пояс, поясница, таз, бёдра, голени и стопы.

Ласты способствуют активному продвижению туловища вперёд. Последовательность движений следующая: при ударе стопами вниз таз приподнимается вверх, плечевой пояс смещается вперёд, при ударе стопами вверх таз энергично опускается вниз, плечевой пояс смещается вперёд и слегка приподнимается над поверхностью воды.

Пробовать плавать способом «брасс» в полной координации движений рук, ног и дыхания готовы воспитанники, уверенно проплывавшие под водой дистанцию 3—4 м на задержке дыхания.

Для восстановления дыхания необходимо делать вдох, при выполнении которого голова и плечи поднимаются, а туловище незначительно прогибается, движения ног симметричны. Ритм дыхания чётко совпадает с движениями рук.

Нужно обращать внимание на следующие детали техники: во время гребка смотреть вперёд; в конце гребка немного приподнять подбородок вперёд-вверх и сделать вдох через рот; при выведении рук вперёд подбородок и рот опускаются в воду, начинается постепенный выдох, который продолжается в течение почти всего гребка.

Правильное согласование движений способом «брасс» в полной координации формируется постепенно при увеличении дистанции.

В конце занятий педагог выделяет время на самостоятельный выбор воспитанниками удобного из разученных способов плавания. При свободном плавании возможны и комбинированные варианты способов плавания на усмотрение детей.

Например, выполнение движений руками «брасс» и движений ногами «кроль»; движение ногами «брасс» на спине и др. Такие вариации способствуют дальнейшему развитию навыков плавания, используемых в естественных условиях.

ПРЫЖКИ В ВОДУ, ПОВОРОТЫ

Воспитанники 6—7 лет вполне уверенно, без помощи педагога, могут спрыгивать с бортика разными способами: ногами вперёд, толчком вперёд-вверх с погружением с головой в воду, с приземлением в указанное место; перепрыгивать через удерживаемый взрослым предмет (палка, шест, нудл и др.).

Во второй половине учебного года при достаточной глубине бассейна (не менее 85 см) можно пробовать прыжки головой вниз из положения сидя на бортике, отталкиваясь двумя ногами от стенки. Педагог всегда следит за безопасным выполнением упражнений, при необходимости страхует детей.

Старт при плавании способом «кроль» на спине выполняется из воды. По команде «На старт!» дети берутся за край бортика или поручень, группируются, согнутыми ногами упираются в стенку бассейна. По команде «Марш!» отталкиваются ногами от бортика, одновременно с толчком отпускают руки, выполняя ими мах через стороны назад, и начинают скольжение. Голова прижата подбородком к груди, туловище при толчке немного прогибается вверх.

Детей знакомят с простейшими поворотами на груди и на спине. Подплывая к стенке бассейна, ребёнок дотрагивается до неё одной рукой при плавании способом «кроль», одновременно двумя при плавании способом «брасс» и «дельфин» (или «баттерфляй»).

Поворот осуществляется вращательным движением ног, согнутых в коленных и тазобедренных суставах. Во время поворота выполняется вдох.

Затем дети опираются стопами о стенку и сильно отталкиваются одновременно двумя ногами. Далее следуют скольжение и плавательные движения.

При повороте на спине нужно дотронуться до стены вытянутой рукой, развернуться, помогая вращательным движением туловища, согнуть ноги, привести их к стенке и, оттолкнувшись от неё двумя ногами, скользить в обратном направлении.

Педагог напоминает воспитанникам о сильном и одновременном толчке ногами, о фиксированном положении туловища и головы.

При систематическом посещении занятий в бассейне и при грамотном руководстве, к концу учебного года воспитанники 6—7 лет умеют:

  • выполнять правила безопасного поведения в бассейне (соблюдать последовательность выполнения упражнений, правила игр на воде, не спрыгивать с бортика в воду и не нырять без разрешения педагога);
  • самостоятельно передвигаться в воде разными способами в сочетании с погружением в воду, скольжением, ловлей и бросанием предметов вдаль и в цель;
  • нырять, находить на дне бассейна пред-

меты и перекладывать их в указанное место;

  • прыгать ногами вперёд с бортика бассейна с приземлением в указанное место;
  • различать темп, ритм, согласованность движений при плавании способом «кроль» на груди и на спине;
  • скользить способом «дельфин» (или «баттерфляй»), выполняя движения ногами, с помощью поддерживающих средств (нудлы, доски, ласты) и без них;
  • творчески применять накопленный двигательный опыт в играх и игровых упражнениях в водной среде (бассейн, река, озеро, море).

Н. Власенко, Г. Бережная


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector