---Возникновение дошкольной педагогики в России
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

6   0   1426

Возникновение дошкольной педагогики в России

От уровня образованности и культуры человека, здоровья зависит и его положение в обществе. Будущее детей волнует всех. Какими они встретят начало ХХI века? Какими придут во взрослую жизнь? И в этой связи все большую актуальность приобретают проблемы дошкольного воспитания. Среди них, пожалуй, одна из самых важных и волнующих — когда отдавать ребёнка в школу?

Одинаковый для всех детей возраст поступления в школу у нас в России впервые был установлен после революции 1917 года.

Школьный возраст тогда начинался с восьми лет. После этого ещё дважды его понижали: сначала до семи лет (в годы Великой Отечественной войны), а затем — и до шести лет (в 80 — 90-е годы).

Однако, уже в ХIХ веке Е.О.Гугель, В.Ф.Одоевский и К.Д.Ушинский давали ответы на вопросы о времени начала систематического обучения в школе. Связано это было не только с проведением ряда прогрессивных реформ системы образования, но и с обострением интереса к дошкольному возрасту, появлением первых учреждений по общественному дошкольному воспитанию сначала в Западной Европе, а затем и в России.

Егор Осипович Гугель (1804 — 1841) свою педагогическую деятельность начал девятнадцатилетним юношей в Санкт-Петербургском пансионе пастора фон Муральда, ученика И.Г.Песталоцци. Семь последующих лет он преподавал разные предметы, работал в качестве гувернёра, а затем и инспектора классов.

Инспектором классов Гатчинского Воспитательного дома Е.О.Гугель стал в 1830 году. Тогда это было огромное воспитательное заведение, в котором находилось до 1200 детей обоего пола и всех возрастов. Во времена Гугеля это учреждение постоянно преобразовывали (сначала оставили в нем только мальчиков, потом превратили в среднее учебное заведение с усиленным гимназическим курсом и профессиональной педагогической подготовкой, затем реорганизовали в Гатчинский Сиротский институт).

До середины тридцатых годов деятельная натура Гугеля позволила ему сделать многое: издать ряд работ по методике начального обучения, совместно с П.С.Гурьевым и А.Г.Ободовским положить начало педагогической журналистике изданием «Педагогического журнала», вместе с П.С.Гурьевым открыть первую в России «Школу для малолетних детей».

Убежденность в том, что раннее, продуманное воспитание является залогом для всего последующего образования, привела к разработке проекта организации подобного учреждения для дошкольников. Решение начальства было оригинальным — ему не запрещалось организовать такую школу, но только за свой счет.

И в 1832 году Е.О.Гугель предложил своему коллеге, П.С.Гурьеву, на общих с ним издержках, учредить школу для малолетних детей, принадлежавших Гатчинскому Воспитательному дому и до этого времени живших в семьях городских обывателей. Для неё были отобраны десять мальчиков 4 — 6 лет (позже были даже и трёхлетние дети).

Главная цель этого учреждения — «дать правильное направление развитию их способностей, сколько наука о воспитании дозволяла». По свидетельству очевидцев, дети очень быстро стали меняться в лучшую сторону, и руководители Воспитательного дома поручили Е.О.Гугелю разработку проекта школы для малолетних, рассчитанной на 100 учеников.

Проект предусматривал создание школы с двумя отделениями: для детей 4 — 6 лет и 6 — 8 лет (некоторые дети могли оставаться в ней и дольше — до 9 — 10 лет). В разработке этого проекта, конечно, заметно влияние идей И.Г.Песталоцци, но вместе с тем и сам Е.О.Гугель внес определённый вклад, прежде всего в содержание и методы умственного воспитания дошкольников, позволяющие лучше готовить их к систематическому обучению в школе.

Выдвижение и обоснование идеи необходимости предварительной подготовки детей к школе, первая попытка её практической реализации в масштабах одного воспитательного учреждения — основная заслуга Е.О.Гугеля.

В.Ф.Одоевский был организатором детских приютов, руководителем «Общества детских приютов» и «Общества посещения бедных» в Санкт-Петербурге.

Именно В.Ф.Одоевским вновь будут подняты вопросы о значении дошкольного возраста, о времени начала, сущности и цели подготовительного обучения. По его мнению, возраст от 5 до 10 лет является важнейшим для первоначального воспитания и обучения, а период от 6 до 10 лет он считал подготовительным к систематическому школьному обучению.

В.Ф.Одоевский выступал против двух крайностей — слишком раннего систематического предметного обучения и «забавляющей педагогики», стремящейся превратить науку в забаву.

Для него главная задача первоначального обучения — привить детям способность самим доходить до знаний, а также научить их умению учиться. Решение этих задач В.Ф.Одоевский считал настолько важным, что был убеждён в необходимости прохождения подобного курса (хотя бы в сокращённом виде) в первых классах с теми детьми, которые не прошли его до школы. Иначе они просто не будут подготовлены к школе.

К.Д.Ушинский одним из первых он дал ответ на ряд вопросов зарождающейся дошкольной педагогики — её взаимосвязи и отличии от дошкольного обучения. Считая обучение «сильным воспитательным средством», «могущественным органом» воспитания, он разделял его на систематическое (методическое) и подготовительное. Систематическое обучение начинается с начального, в котором тоже выделяются два этапа — старшие и младшие классы. Первые два года начального обучения он называл первоначальным.

Если ребёнок начинает школьное обучение «раньше, чем он созрел для учения», то приходится с огромным трудом добиваться нужного результата. Эти трудности не проходят бесследно, они могут подорвать в ребёнке уверенность в собственных силах, так необходимую для любого дела, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на обучении.

В России в то время не было системы всеобщего, а тем более обязательного начального обучения и, следовательно, одинакового, установленного для всех детей времени его начала.

Все зависело прежде всего от материальных возможностей родителей и тех условий, в которых жили семьи. В помощь матерям, которые занимаются с детьми дома, К.Д.Ушинский написал «Родное слово» и «Руководство для преподавания по «Родному слову» (годы первый, второй и третий), где изложил свои советы по подготовительному обучению.

Пять лет К.Д.Ушинский провел в Швейцарии; побывал он и в Германии, в которой обучение детей начиналось с 5 — 6-летнего возраста.

Что же советует К.Д.Ушинский? В процессе подготовительного обучения можно сделать вывод о возможности перехода 6-летнего ребёнка к методическому школьному обучению на основании некоторых критериев готовности. Такими он считал прежде всего уровень развития речи, внимания, подготовленность руки к письму, интерес к занятиям, физическое здоровье ребёнка.

Об уровне развития речи К.Д.Ушинский советовал судить по умению выражать свои мысли, пользуясь достаточным запасом слов, «выражаться не отрывистыми словами, а полными предложениями», говорить связно и понятно. О развитости внимания — по способности сосредоточивать его на одном предмете, слушать, не отвлекаясь.

Вопрос о времени зачисления в школу или о продлении подготовительного обучения должен решаться не автоматически, а индивидуально, на основе изучения уровня подготовленности к школе каждого ребёнка.

И, наконец, «азбучное правило всякой здравой педагогики — воспитание и учение должны быть соединены в одних и тех же лицах», и, чем младше ребёнок, тем важнее это правило.

О. Анищенко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector