Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
3   0   365

История структуры готовности детей к школе

Проблема подготовки к школе становится актуальной в связи со снижением возраста поступлений детей в школу (1943 г.).

Именно с этого периода она была выдвинута как научная проблема и подвергнута специальным исследованиям.

Она вновь активно обсуждается в прессе, издаются методические письма и переработанные программные документы для детских садов. На первых порах расхождение между учителями начальной школы и дошкольными работниками было заметнее: учителя на первый план выдвигали специальные знания, а вторые считали, что подготовка к школе вполне может быть достигнута за счет всестороннего развития ребенка, в процессе которого у детей формируются нужные для обучения в школе качества.

Однако вскоре педагоги перенесли на детский сад тот способ, который был избран при подготовке к вузу – знания, полученные в процессе обучения, «качества обучаемости» (А.П. Усова и ее сотрудники). В связи с этим от дошкольной педагогики «отпочковываются» методики дошкольного воспитания (по сути дела – обучения), а занятия на долгие годы признаются основной формой обучения.

Уже в конце 40-х г.г. А.Н.Леонтьев вводит новый термин «психологическая готовность к школе», который значительно расширяет и обогащает содержание этой проблемы и акцентирует внимание не столько на количестве накопленных ребенком знаний, сколько на уровне развития психики в целом и мотивов его деятельности. С этого периода начинается активные исследования различных аспектов готовности психологами (прежде всего произвольности психических процессов и мотивов учения).

Специальных педагогических исследований было значительно меньше и посвящены они были, в основном, вопросам преемственности содержания, форм и методов обучения. С этого времени прослеживается и определенный «параллелелизм» в изучении этой проблемы педагогами и психологами.

Дважды во второй половине ХХ века обостряется актуальность проблемы готовности детей к школе.

На рубеже 60-70-х годов в связи с изменением продолжительности обучения в начальной школе, а затем и в 80-е годы в связи с переводом шестилеток в школу.

Анализ психолого-педагогических работ этого периода показал, что в выборе показателей готовности ребенка к школе существовало достаточно большое количество толкований. Наиболее часто в 70-е г.г. выделяли специальную и общую готовность; последняя подразделялась на физическую и психологическую, под которой подразумевалось прежде всего интеллектуальная и нравственно-волевая.

В 80-е годы структура готовности к школе усложняется.

Ее параметрами считают специальную, общую (физическое, умственное, нравственное, волевое, эстетическое развитие) и психологическую готовность; в качестве компонентов последней называется мотивационное, волевое, социальное развитие, уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение элементами учебной деятельности, коммуникативная готовность.

Примерно в это же время гигиенисты, морфологи и педиаторы приступают к изучению различных аспектов соматической готовности к школе, позволяющей выдерживать ребенку школьные нагрузки. Выводы их были неутешительными – дети, не достигшие нужного уровня морфофункционального развития, являются «группой риска» для возникновения трудностей в последующем обучении, появления нарушений в личностной сфере, отклонений в состоянии здоровья.

Возможно, изучение этой проблемы психологами, физиологами и педагогами на определенном этапе исследований не «вместе, а рядом» привело к определенной взаимной невостребованности результатов, выводов авторов.

Опыт многолетнего исследования этой проблемы позволил вновь вернуться к вопросу о содержании понятий «подготовка к школе», «готовность к школе», «школьная зрелость», «психологическая готовность». Часто некоторые из них употреблялись как синонимы, хотя вполне очевидна необходимость их различия. Однако до сих пор нет четкого и единого определения этих понятий. Под «школьной зрелостью» обычно подразумевается уровень биологического, физиологического развития ребенка к концу дошкольного возраста. Чаще всего этот термин используют врачи, физиологи.

«Психологическая готовность» предусматривает наличие у ребенка психических качеств, необходимых для успешного обучения в школе. «Готовность к школе» является выражением с более широким значением и охватывает как уровень физиологической зрелости, так и психологической готовности. «Подготовка к школе» подразумевает, на наш взгляд, педагогический процесс, направленный на достижение определенного уровня готовности.

И хотя на определенном этапе исследований изучение этой проблемы психологами, физиологами и педагогами осуществлялись «не вместе, а рядом», всплеск активности в их проведении в конце ХХ в. позволил выйти на разработку Образовательного стандарта «Готовность к школе». Анализ структурных компонентов готовности ребенка к школе демонстрирует, что при разработке Стандарта были учтены результаты многолетних исследований этой проблемы.

Таким образом оптимальные выводы об индивидуальной готовности к школе могут быть сделаны на основе комплексного учета его соматической и психологической готовности.

А прием в школу детей, не достигших нужного уровня развития чреват весьма отрицательными последствиями не только в плане их успеваемости, но и для состояния здоровья.

Специальными исследованиями психологов, физиологов и педагогов этот факт был доказан, причем оказалось, что неготовность по разным параметрам проявляется в разное время. С первых месяцев учебы в школе становится очевидной своим влиянием на успешность обучения интеллектуальная неготовность, особенно при недостаточном развитии смысловой памяти и наглядно-образного мышления (логическое оказывает в этот период меньшее влияние); при наличии интеллектуальной готовности через полгода сказывается недостаточная сформированность предпосылок учебной деятельности; и, наконец, мотивационная неготовность может весьма долго, в течении всего первого года на успешности обучения не отражаться, но во втором или третьем классе привести к снижению успеваемости, к затруднению общения со взрослыми и сверстниками.

Почему же среди всей совокупности параметров интеллектуального развития лимитирующее влияние оказывают именно эти? На наш взгляд, дело в том, что традиционная школа передачу, усвоение и проверку знаний осуществляет в языковой, словесной форме; получаемую информацию ребенку надо понять и запомнить. Именно поэтому высокий уровень развития речи, наглядно-образного мышления и смысловой памяти становятся основой для успешного обучения. Вполне возможно, что школа, ориентированная на развитие творчества, воображения потребует первоочередного развития других компонентов психологической готовности.

Причины интеллектуальной неготовности – не только педагогические упущения семьи или дошкольного учреждения, но и асинхронные (замедленные или ускоренные) темпы развития, проблемы со здоровьем и др.

В настоящее время в связи с переходом на обучение в школе детей шестилетнего возраста вопросы сохранения здоровья и других морфофункциональных ресурсов ребенка, его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, личностно-нравственной зрелости становятся особо острыми. Круг этих вопросов представляет собой интердисциплинарную проблему, решение которой возможно при тесном сотрудничестве родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, физиологов и врачей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress