Написать нам
Популярно
1   1   215

Как выбрать школу будущему первокласснику?

ПервоклассникЧему учат в первом классе?

Ответственные родители должны узнать, какие школы расположены в микрорайоне, районе, городе, в чем их отличие.

Зная характер и темперамент, задатки и способности будущего ученика, родители могут хотя бы предположить, на каком типе школы остановиться. Но спешить все-таки не стоит.

Чтобы не мучить себя вопросами об учебно-воспитательном процессе той или иной школы, знайте, ответы на многие вопросы можно получить заранее из компетентных источников. Мам и пап обычно волнует: по каким программам, технологиям, авторским методикам работают педагоги школы, какие спортивные секции и кружки в ней есть, какой психологический микроклимат и т.д. Об этом можно узнать задолго до 1 сентября.

Интересующие вопросы запишите в блокнот, выберите время и посетите школу для беседы с заместителем директора по учебной работе. Лучше это сделать в начале весны, когда администрация школы уже рассматривает основные организационные вопросы. Не откладывайте беседу надолго. Если вы придете, например, в конце мая, представитель администрации не всегда найдет время, чтобы подробно ответить на все вопросы по той причине, что окончание учебного года очень хлопотная, «горячая» пора.

В большинстве школ весной проводится собрание для родителей будущих учеников, на котором также можно получить много полезной информации. Узнать о нем можно по телефону или по объявлению, вывешиваемому на дверях школы. На сайте интересующего вас учреждения тоже можно ознакомиться с его опытом работы и планами на будущее.

Часто родители, которые хотели бы выбрать местом учебы сына или дочери конкретную школу, расспрашивают о ней, учителях, обучении у своих знакомых, соседей по подъезду, дети которых уже ее посещают. Положительной стороной этого можно назвать то, что вы получаете сведения из многих источников. Однако, собирая информацию таким образом, нужно быть очень осторожным, чтобы затем от нее же не пострадать. Все люди разные. Порой, чтобы разобраться в ситуации, о которой вам сообщают с негодованием, нужно быть ее свидетелем и учитывать многие детали. Конфликты время от времени случаются и будут случаться. Об обидах и неимоверных трудностях (часто все же преувеличенных) вам поведомят пессимисты, но тем не менее, много хорошего сообщат оптимисты.

Внимательно взгляните на своего малыша.

Интересы, склонности, задатки и способности будущих школьников, а так же способы их реализации — очень важный момент при выборе школы для малыша. Ваш ребенок — ваша радость и гордость, ваши надежды. Но в то же время – это личность, которая имеет свой характер и привычки (которые не всегда вас радуют), свое видение мира. И как бы нам ни было досадно и больно за ошибки собственного ребенка, — это его жизнь. Мы не вправе навязывать ребенку наше представление о ней.

«Как жаль, что я когда-то не стал музыкантом, — сокрушается папа. — Мой сын обязательно им будет!» А не спросить ли об этом того, чью участь уже решили? И в сентябрьский денек папа торжественно ведет сына в школу с музыкальным уклоном, ведь у мальчика прекрасный слух! Но блестящих успехов он не добивается. Чтобы не огорчать родителей, он добросовестно, но без желания учит гаммы и посредственно играет на фортепиано. Зато по-настоящему увлекает мальчика иностранный язык. И учитель выделяет его успехи в изучении предмета. Здесь, на уроке языка, пляшет в глазах ученика неугомонный огонек познания и несет в дневник высокие отметки. Родители снисходительно улыбаются, дескать, прилежный ученик растет…

А по вечерам, почти засыпая, приходит в голову несчастного «будущего музыканта» мысль о том, что, наверное, где-то, может быть, даже совсем рядом, живет его ровесник, который очень хотел бы по-настоящему стать музыкантом, только вот родители растят из него, например, математика…

Больше доверяйте, советуйтесь с ребенком и… не торопитесь растить из него вундеркинда. Самый беспристрастный советчик – время. Психологами замечено, что у ребят начальных классов нет еще стойкой мотивации учения. Иными словами, они не видят конечной цели учебы в школе, а порой и не могут объяснить, зачем они учатся. Их привлекает внешняя сторона: красивый портфель, похвала мамы и папы, учителя. Ведь учебная деятельность для них пока еще незнакома. Глядя даже на самого старательного первоклассника, невозможно точно угадать, какие способности еще проявятся, какой профиль обучения ему необходим.

Ведь это только азы школьной грамоты. За годы начальной школы вы не раз увидите «взлеты» и «падения» вашего ученика, как нелюбимые предметы вдруг по-новому увлекают его, несколько раз поменяется даже почерк. И к окончанию 4-го класса можно думать, какое дальнейшее образование будет для ребенка наиболее перспективным. Но опять-таки, необходимо обсудить это вместе с ним. Хорошо прислушаться и к мнению учителей. А о степени развития интеллекта, мотивационной сферы можно узнать из беседы со школьным психологом, который (в большинстве школ) по результатам начального обучения проводит психологическое исследование.

В последующие годы ребенку предстоит проявить гораздо больше самостоятельности, возрастет и нагрузка. Поэтому, размышляя, стоит ли менять учебное учреждение, уважайте мнение своего ребенка. Ведь школу вы выбираете для него, а не для себя.

Проконсультируйтесь с логопедом или учителем-дефектологом

Четкость звукопроизношения, другие моменты речевого развития очень важны при обучении детей грамоте. На самом деле многие учителя начальных классов вам скажут, что замена, пропуск, искажение букв часто связаны именно с речевыми нарушениями, такими как дислалия и дизартрия.

Уже в дошкольном детстве, если родители внимательны, дети получают квалифицированную помощь логопеда. И к моменту поступления в школу уровень их речевого развития соответствует или почти соответствует возрастной норме. В какую школу «отдать» малыша, у которого есть или были логопедические проблемы, конечно, решают родители. Однако прислушайтесь к мнению специалистов: они хотят помочь, а родители, порой в силу собственных амбиций, их не слышат.

Некоторые из существующих речевых проблем нужно корректировать и в школе, где работает учитель-дефектолог или логопед. Если вам необходима и, более того, предложена такая помощь, не отказывайтесь от нее. Чем более чистой и правильной будет речь ребенка, тем легче ему будет слышать и писать слова и предложения под диктовку, научиться правильно и выразительно читать, пересказывать. Не оставляйте без внимания речь ребенка, в будущем он вам не единожды скажет за это спасибо.

При выборе школы с углубленным изучением предметов задумайтесь, не будет ли малыш отставать от одноклассников. (Как современные родители вы имеете представление о том, какой вред для здоровья приносит непосильная нагрузка.) Если все-таки вы выбрали такую школу, найдите в себе силы для ежедневной помощи ребенку в подготовке домашних заданий, четкой организации труда и отдыха ребенка, выполнении советов и рекомендаций учителей, дальнейших занятий по развитию речи под руководством логопеда.

Новый режим дня ребенка

Обучение в первом классе в большинстве случаев происходит на базе детского сада или помещения, оборудованного для учебы, игры и для дневного сна. По санитарным требованиям дети 6-летнего возраста обязательно должны днем спать. Это часто не нравится самим первоклассникам, и на первых порах бывает непросто объяснить им, почему они поступали в школу, а ходят опять в детский сад.

Лучше заранее рассказать малышу о его новом режиме дня, вспомнить истории из своего детства. Но обязательно подчеркнуть, что первый класс только находится в помещении детского сада, но это настоящая школа! К слову сказать, не только дети, но и некоторые родители, бабушки и дедушки все еще продолжают считать первый класс в детском саду некой «нулевкой».

О чем еще необходимо помнить родителям школьника?

Уже с первых дней обучения для ребенка очень важно создать ситуацию успеха. Это значит настроить его на положительный лад, вселить уверенность в своих силах, помочь адаптироваться. Накануне нового учебного года родители очень беспокоятся о том, как пройдет адаптация к школьной жизни, как скоро у ребенка появятся школьные друзья, не будет ли ему одиноко. Общительные дети, как правило, быстро находят общий язык с учителем и одноклассниками.

А вот ребятам застенчивым действительно порой приходится трудно. На помощь, конечно же, придет учитель. Не стоит стесняться рассказать ему о характере своего ребенка, это поможет им лучше узнать друг друга.

В сентябре первоклассники проходят обязательный курс «Введение в школьную жизнь». На его уроках учитель знакомит ребят друг с другом, в игровой форме изучает уровень развития своих первоклассников на момент поступления в школу.

Очень велика в этот период роль родителей. Постарайтесь быть ближе к ребенку, интересуйтесь его новой школьной жизнью. Старайтесь не выдавать ваше волнение, ведь ребенок интуитивно это почувствует. Наоборот, почаще говорите вашему малышу, что у него все получится, но для этого надо приложить старание. А вы всегда будете рядом. Не сравнивайте ребенка с другими, особенно болезненно это звучит, когда его ругают или сравнивают в присутствии одноклассников.

«А как же строгость?» – спросите вы. Разумная строгость еще никогда никому не навредила. Сравнивайте успехи ребенка с его же успехами, достигнутыми ранее. Ненавязчиво напоминайте сыну или дочери о новом статусе ученика, новых правах и обязанностях. И, конечно, старайтесь выполнять все рекомендации учителя.

Учебная нагрузка на вашего ребенка увеличится

«Без труда не выловишь и рыбки из пруда» — предупреждает народная пословица. Выучить правило или стихотворение, грамотно написать диктант, сочинение или изложение — это требует от ученика старания, трудолюбия, настойчивости. Очень важно, каковы состояние здоровья будущего первоклассника, уровень готовности к школе, степень волевой саморегуляции и другие факторы. Например, чем лучше подготовка к школе, тем увереннее будет чувствовать себя ученик и нагрузка не будет так сильно ощущаться. И, наоборот, если малыш подготовлен слабо, нагрузка может оказаться для него чрезмерной, ведь ему предстоит запоминать материал быстрыми темпами.

Совместная работа ученика, учителя и родителей поможет ребенку в обучении. Однако то, как он усваивает темы предметов, зависит и от его способностей. Родители с детства наблюдают за развитием способностей своих детей. И когда наступит пора выбрать школу, нужно реально оценить ситуацию и не переусердствовать с нагрузкой, которую ежедневно будет получать ребенок. «Хорошие учителя его всему научат», — полагают родители, не учитывая, к сожалению, что обучение — это двусторонний процесс.

Без усердия и трудолюбия самого ученика учитель не сможет дать ученику знания. А ученик начинает отставать от одноклассников. На уроке он испытывает дискомфорт, боится, чтобы его не вызвали, нервничает. Родителям важно не упустить момент и постараться разобраться в ситуации. Поговорить с учителем, усилить подготовку домашних заданий. Если ситуация не исправляется, ребенок по-прежнему отстает в учебе, лучше, наверное, сменить школу. Ведь физическое и психическое здоровье ребенка важнее.

Чтобы в вашей семье не сложилась такая ситуация, выбирайте школу не для папы, мамы, бабушки, а для ребенка и вместе с ребенком.

В психологии есть термин «безусловное принятие» — принимать и любить ребенка таким, какой он есть. Не ставьте перед ним невыполнимые цели. Он усвоит материал пусть не так быстро, как вам хотелось бы. Помогите ему в этом. Лучше пусть малыш прекрасно проявит себя в обычной школе в первые годы учебы, разовьет свои способности, а затем уже в средней попробует свои силы, например, в гимназии (если это вам все-таки необходимо).

Частая смена школ тоже вряд ли принесет желаемый результат. Если уже в нескольких школах возникают конфликтные ситуации, задумайтесь, почему это происходит. Попробуйте научить ребенка уклоняться от конфликтов, искать выход из сложных ситуаций, извиняться, если не прав. В жизни человеку приходится общаться с разными людьми, идти на компромисс, прислушиваться к мнению окружающих.

Совсем скоро в двери одной из школ войдет еще один ученик – ваши сын или дочь. И пусть он станет гордостью той школы, которую вы так заботливо для него выбрали. Счастливого пути!

И. Буторина


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Ирина:

    Да, очень бы хотелось, чтобы как в статье всё грамотно и безошибочно.Только жизнь не книга, а жаль!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress