Написать нам
Лайк   0   84

Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе

Озорная зима

Программные задачи: формировать умения различать гласные и согласные (твёрдые, мягкие) звуки, делить слова на слоги, составлять сложные предложения; закреплять представления о погодных явлениях зимы, умение определять последовательность звуков в слове; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к звучащему слову.

Материал и оборудование: мольберт, лист бумаги формата А3 с изображением портрета зимы, сюжетная картина «Зимние забавы», карточки с изображениями: снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей, карточка со схемой слова сани, демонстрационные фишки синего, красного и зелёного цветов, указка.

Аудиозапись звука завывающей метели, по количеству детей: голубые бумажные снежинки, полоски-схемы четырёхзвуковых слов, фишки синего, красного и зелёного цветов, указки, листы бумаги с пунктирным и точечным изображениями снежинок, простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте загадку:

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь —

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

И. Воробьёва

О каком времени года идёт речь в загадке? (О зиме.) Объясните, почему вы так решили? (Стало холодно, вода превратилась в лёд, зайка поменял серую шубку на белую, уснул медведь — всё это бывает зимой.)

Давайте, ребята, поговорим о зиме. Сначала составим её портрет, а подружки зимы — снежинки помогут нам в этом. Подумайте, какими словами можно описать зиму, какая она?

Игровое упражнение «Назови слово».

На мольберте лист бумаги формата А3 с изображением портрета зимы. У детей — голубые бумажные снежинки. Дети прикрепляют их вокруг портрета, описывая зиму словами: морозная, снежная, холодная, суровая, вьюжная, красивая, весёлая, грустная и т.д.

Слышен звук завывающей метели.

В. Озорная зима, эх, проказница!

Нас морозит она, ещё и дразнится.

А. Бельский

Какие «проказы» зимы вам знакомы? (Метель, вьюга, пурга, гололёд, иней, снегопад.)

Ребята, послушайте стихотворение. Там встречаются слова, похожие друг на друга. Найдите их, пожалуйста, и назовите.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На посёлки, на лужок

Всё снижается снежок.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью снежной.

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее снегопад.

Словно в белый пуховик

Нарядился снеговик.

Рядом — снежная фигурка —

Это девочка-снегурка.

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой снегири!

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег!

И. Лопухина

После прослушивания стихотворения дети называют слова: снег, снежинки, снеговая, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегурка, снегири, а воспитатель выставляет на мольберт карточки с изображениями: снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей.

В. Посмотрите на карточки и назовите слова, в которых есть звук [с]. (Снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снегири.) Где в этих словах находится звук [с]? (В начале слова.) Назовите слова, в которых три слога. (Ответы детей.) Давайте проверим. (Дети вместе с воспитателем «прохлопывают» названные слова.)

Ребята, зима-проказница превратила нас в снежинки.

Физкультминутка.

На поляну, на лужок тихо падает снежок.

(Плавно опустить поднятые вверх руки.)

Улеглись снежинки — белые пушинки.

(Присесть, ладони опустить на пол.)

Зашумел вдруг ветерок — закружился весь снежок.

(Встать, поднять руки вверх через стороны с круговыми движениями кистей.)

Кружатся снежинки — белые пушинки.

(Опустить руки, покружиться на месте.)

В. Ребята, какими вы были снежинками? (Белыми, пушистыми, холодными, лёгкими, маленькими.)

Воспитатель выставляет на мольберт сюжетную картину «Зимние забавы».

В. Я всегда очень радуюсь приходу зимы, а вам она нравится? (Да.) Расскажите, за что вы её любите.

Игровое упражнение

«Закончи предложение»

Детям необходимо закончить предложение: «Я люблю зиму за то, что…».

В. Ребята, послушайте, пожалуйста, ещё одну загадку:

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Сани.)

Г. Аванесова

Воспитатель выставляет на мольберт карточку со схемой слова сани. Дети выполняют задание за столами, пользуясь полосками-схемами четырёхзвуковых слов и фишками синего, красного и зелёного цветов.

В. Разберём слово сани, узнаем, из каких звуков оно состоит. Давайте произнесём и «прочитаем» слово сани, пользуясь указкой, и голосом выделим в нём первый звук. (С-сани.) Назовите его. ([С].) Звук [с] — гласный или согласный звук? (Согласный.) Звук [с] произносится мягко или твёрдо? (Твёрдо.) Это твёрдый согласный звук. Фишкой какого цвета обозначим твёрдый согласный звук [с]? (Синего.)

Найдите второй звук слова. (С-а-ани.) Назовите его. ([А].) Какой он? (Гласный.) Какого цвета фишкой обозначаются гласные звуки? (Красного.)

Произнесём слово ещё раз. (Са-н-ни.) Какой третий звук в слове? ([Н’].) Как он звучит — твёрдо или мягко? (Мягко.) Звук [н’] — мягкий согласный звук. Обозначьте его фишкой зелёного цвета.

Найдите четвёртый звук слова. (Сан-и-и.) Назовите его. ([И].) Какой это звук? (Гласный.) Почему вы так думаете? (Когда произносим его, нам ничего не мешает.) Какого цвета фишкой его обозначим? (Красного.)

Произнесём слово медленно. Назовите гласные звуки. ([А], [И].) Назовите твёрдый согласный звук. ([С].) Назовите мягкий согласный звук. ([Н’].)

У нас получилась модель слова: синяя, красная, зелёная, красная фишки.

Послушайте, что можно рассказать про слово сани. В слове сани четыре звука: первый звук — [с], твёрдый согласный, второй звук — [а], гласный, третий звук — [н’], мягкий согласный, четвёртый звук [и] — гласный.

В. Ребята, снежинки хотят снова с нами поиграть.

Графическое упражнение «Снежинки».

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги с пунктирным и точечным изображениями снежинок, которые необходимо аккуратно соединить простым карандашом.

В. Как много замечательных снежинок у нас получилось! Я надеюсь, что эти пушинки согреют ваши сердца, как они согревают зимой нашу землю.

Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? (Ответы детей.) Побеседуйте, пожалуйста, со своими мамами и папами о том, кому тяжело живётся зимой и почему?

Л. Григорук,
воспитатель высшей категории


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress