Написать нам
Популярно
1   1   401

АРТ-технологии в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками

коррекционно развивающая работа с дошкольникамиВ дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Дети усваивают «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для  обогащения эмоционального мира ребенка. Здесь помогут следующие техники: «Монотипия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории», «Рисование фигуры» и др.

 

Важно еще и то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности.

Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом снижается эмоциональное напряжение.

Важной особенностью этого возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленных на успех. При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т.д. Таким образом формируется мотивация достижения успеха, что необходимо в дальнейшей жизни.

В развитии «Я-концепции» появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определенным полом, восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей можно использовать арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски», «Грани моего Я», работа с соленым тестом и др.

Так как ведущими факторами развития детей этого возраста являются игра и  общение со взрослыми и сверстниками, используются ниже предложенные  технологии, поданные в игровой форме. В индивидуальной работе применяются изобразительные и другие материалы, можно предлагать ребенку создать «Каракули», «Монотипию» или действующих лиц — кукол из соленого теста.

Арт-технологии могут использовать в своей работе не только психологи, но и воспитатели.

Занятие «Монотипия»

Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами,  придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Материал: стеклышки или оргстекло размером 15х20 см (при использовании стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы

Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать на бумагу. Можно обратить внимание детей на изображение, просматриваемое через стекло: как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее дети дорисовывают полученное изображение фломастерами или карандашами до какого-либо образа, делают рамку для получившейся картины, придумывают название картины и небольшую историю о ней.

При использовании монотипии можно намеренно уменьшать материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия. На ватмане создается групповое изображение, затем совместно дорисовываются детали до какого-либо образа.

В целях  развития восприятия цвета детям предлагается сначала один цвет, затем  к нему добавляются по одному другие цвета и анализируется их сочетание. Постепенно переходят к освоению всей палитры.

Занятие «Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности.

Материал: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл) по количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук, магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться индивидуально, фронтально или в семье.

Ход работы

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставятся баночки и все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Неплохо использовать клеенчатые передники, чтобы ребята не боялись испачкаться.

Ребята берут в руки стаканчики и насыпают в них необходимое количество муки. Затем рукой они размешивают в стаканчике муку, постепенно добавляя соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все смешивалось руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать цвет, который бы они хотели получить. Если нужна яркая краска, то гуаши добавляется много, если бледный цвет — немного. Не надо препятствовать желанию нескольких детей делать один цвет. В любом случае он получится разной интенсивности. Хорошо, если в группе будут разные цвета.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается что-нибудь нарисовать пальчиками, используя полученную краску. Это может быть и заданная тема.

В процессе работы детей психолог может отследить способы взаимодействия при использовании краски, состояние детей, поведенческие реакции и др.

Когда работы готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

Занятие «Пластилиновая композиция»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, воображения, оригинальности мышления, творческого самовыражения.

Материал: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий и круп — по 100 г, другие мелкие предметы (бусинки, пуговицы, кнопки и др.).

Ход работы

Детям предлагается по листу картона и пластилин. Ребенок может выбрать из коробки пластилин понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягким. Затем этот пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается слоем около 3 мм. Можно использовать разные цвета пластилина.

Затем ребенку предлагается набор макарон, крупы и мелких предметов. Он может быть предварительно рассортирован по отдельным емкостям. Используя эти материалы, вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок создает композицию произвольно или на заданную тему. Когда работы готовы, можно придумать название, историю об этом, сделать выставку.

Занятие «Рисование клубком»

Данную методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: повышение самооценки плохо рисующих детей, развитие креативности, диагностика.

Материал: клубок ниток или веревки.

Ход работы

Психолог разматывает клубок ниток и показывает детям, каким образом можно создать на полу или столе узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди  клубок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, обсуждается то, что получилось. Используются следующие вопросы:

Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы?
Какие фигуры ты здесь видишь?
Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
Какая еда здесь нарисована?
Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.?

Индивидуально эта техника может быть использована с агрессивными, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми детьми.

Занятие «Рисование истории»

Данная технология используется индивидуально.

Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Материал: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы

Ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему  предлагается  нарисовать следующий рисунок на тему: «Если бы эта история продолжалась, что бы в ней произошло?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?».

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.

Занятие «Рисунок по кругу»

Эта технология применяется в групповом режиме.

Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.

Материал: бумага, карандаши.

Ход работы

Ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на три части. Первая и третья части заворачиваются внутрь наподобие конверта. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый  рисует голову, передает лист другому, тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает лист третьему, и тот рисует ноги.  Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».

По сигналу психолога начинается рисование. Он может контролировать соблюдение правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории. Можно провести выставку с обсуждением и комментариями.

Занятие «Работа с соленым тестом»

Применяется как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, креативности, навыков невербальной экспрессии, снятие напряжения, повышение самооценки.

Материал: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные (фрукты, звери, люди, домики и др.), скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Ход работы

Приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, полстакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевую или порошкообразную краски. Готовое тесто может долго храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Сначала необходимо дать ребенку возможность «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог показывает ребенку, что можно делать с тестом, разные способы выражения чувств через создание образов, ролевые игры.

Во-первых, можно создавать единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику, во-вторых, фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять новыми деталями, разрушать их и опять создавать.

Например: можно создать из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить либо трансформировать во что-то другое. Если сделать из теста героев любимой сказки ребенка, с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации, изменять ход сказки по желанию ребенка, добавлять новых героев и др.

Занятие «Парное рисование»

Рисование проводится в парах.

Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Материал: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ход работы

Группа делится на пары, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей.  Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие — нельзя заранее договариваться, что это будет, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей можно дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы  из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную работу и выслушать авторов: что им помогало, как они действовали, как договаривались и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Занятие «Каракули»

Используется в индивидуальном и групповом режиме.

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, воображения, фантазии; сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.

Материал: карандаши или мелки, бумага.

Ход работы

Вторым этапом может быть трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (три каракули).

Можно создавать групповую работу, когда каждый по очереди рисует каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.

С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью.

Занятие «Рисование фигуры»

Можно использовать в индивидуальном и групповом режиме.

Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формирование половой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, эмоционального напряжения, формирование доверия, развитие фантазии и воображения.

Материал: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного размера), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.

Ход работы

Ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы психолог или другой ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это могут быть какие-то наряды, автопортреты, дополненные вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами.

Далее можно сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением.

Эту методику можно вводить в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.

Занятие «Магазин» («Полки», «Страна»)

Задачи: обучение через игру, развитие таких функций, как обобщение, классификация; развитие внимания, воображения и др.

Материал: бумага, краски, кисточки, баночка  для воды, карандаши, фломастеры или мелки, клей, ножницы.

Ход работы

Каждый ребенок  получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Обувной магазин» и др.

Ребенок должен  нарисовать либо вырезать из журналов соответствующие товары и заполнить ими свой листок.

Вариант «Полки». Разлинованный лист с изображением полок и заголовком «Полки в магазине», «Полки в мастерской плотника», «Полки в книжном магазине» и др. Ребенок заполняет полки на листе в соответствии со своими представлениями. Он может рисовать, делать аппликацию либо вырезать из журналов.

Вариант «Страна». Детям предлагается лист бумаги, на котором написано название страны: «Германия», «Индия» и т.д. Ребенок рисует все, что он знает об этой стране: флаг, герб, животных, которые там живут, национальный костюм, какое-то известное сооружение, национального сказочного героя, что-то еще. Здесь так же используют вырезки из журналов или аппликацию из цветной бумаги. Можно заранее рассказать детям о стране, а затем рисовать ее. Это может быть целая программа путешествия по миру, в которой каждое занятие будет посвящено какой-то стране.

Н. Сакович


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Инна:

    Хорошие упражнения и простые в использовании. Спасибо, буду применять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress