Написать нам
1   0   324

Изодеятельность в работе с дошкольниками

Развитие творческих способностей дошкольников не сводится лишь к количественному их увеличению, росту.

Они прежде всего, по мнению психологов, представляют их качественную перестройку. Использование креативных техник рисования как средства развития творческих способностей детей в изодеятельности

Гуманизация системы непрерывного образования, в т.ч. и первого её звена — дошкольного — предполагает ориентацию на личность, создание благоприятных условий для проявления и развития индивидуальности каждого, обеспечения его личностного роста.

Главной целью в изодеятельности, независимо от уровня развития ребёнка, в рамках проблемы развития творческой личности являются:

  • Формирование устойчивого мотива к изобразительной деятельности.
  • Формирование умения выражать собственное понимание мира через изобразительные средства.

Мы предположили, что использование детьми креативных техник рисования их несомненно будет способствовать достижению этих целей и развитию творческих способностей в изодеятельности.

Эта гипотеза легла в основу моей работы.

Креативные техники рисованияВ начале помимо основной задачи — овладение детьми креативными техниками — мной были поставлены следующие задачи:

  • Формирование у детей веры в себя, в свой успех в изобразительности.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Повышение уровня воображения и креативных процессов.
  • Приучение детей к свободе в выборе средств.
  • Обучение видению мира с разных точек зрения (развитие ассоциативности, аналогий).
  • Формирование чувствительности к чудесам, необыкновенности.

Принцип свободы является непременным в развитии детского творчества. Поэтому дети имеют возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал, тему и вид деятельности. Им дана полная свобода эксперимента с материалами, возможность собственных открытий и проверки своих идей.

Я не вмешиваюсь в процесс рисования, отказываюсь от стремления приравнять рисунок к сознанию взрослого, признавая его самобытность и особенность, так как детскому рисунку присущи: идея округлости, целостность и обобщённость, антропоморфизм (очеловечивание), анфасно-профильное изображение, прозрачность и незаслоняемость рисунка, гиперболизм, изолированность.

Материалы для рисования располагаю в доступном для детей месте, создавая ощущение «свободы выбора» в решении познавательных задач, поощряю, стимулирую проявление самостоятельности и творчества.

Среда, окружающая ребёнка в группе, развивающая. Ничего лишнего, каждая вещь, предмет несут положительную информацию. Для привлечения детей к рисованию и развития творчества создан центр изобразительной деятельности. Там есть карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые, акварельные, тушь, уголь. Для тонирования бумаги применяются отвары трав, луковой шелухи, бриллиантовая зелень, марганцовка. Могут пригодиться свеча, жидкое мыло, пластилин. И это всё также есть в центре.

Рисовать можно поролоном, клеем канцелярским, ватой, губкой, пуговицами, винтиками, острой палочкой, ученическим пером, пробочками, тычками из поролона, меха, ваты.

И всё это имеется в центре изодеятельности. Для того чтобы разнообразить материал, на котором выполняется рисунок, используется самая разная бумага — газетная, обёрточная, картон, чертёжная (тонкая и плотная), обложки тетрадей. Для рисования есть дощечки, линолеум, пластик, целлулоидные крышечки, ткань. Здесь вы найдёте клей, кисти, ножницы, посуду для воды, а ещё книги, иллюстрированные художниками.

Рисунок является прекрасным средством развития не только мышления и речи, но и воображения, чувственной сферы. Для осуществления этих идей я использую современные педагогические технологии. С тех пор, как в практику работы нашего дошкольного учреждения вошёл ТРИЗ, появились несколько необычные и в то же время интересные способы изображения.

Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов, который я использую, является монотипия. В чём он заключается?

На стеклянную или пластмассовую основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щёткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу нужно оформить в рамочку.

Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа не очень хороша, не говорю об этом. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

Знакомство дошкольников с разной техникой рисования позволяет раскрыть разносторонние возможности изобразительной деятельности. Это способствует нестандартному видению мира, пробуждает их фантазию.

В процессе ознакомления с разными техниками рисования ребёнок развивается, наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, это значит, включается в поиск и творчество.

В процессе овладения различной техникой изображения, использования современных технологий были выявлены одарённые дети. Таким образом, подтвердилась выдвинутая мной гипотеза о целесообразности использования креативных техник рисования как средства развития творческих способностей детей в изодеятельности их таланта.

Т. Фоменкова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress