Написать нам
Популярно
1   0   242

Как развить художественное восприятие у дошкольников

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. hudozhestvennoe vosprijatie doshkol'nikovЭффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись и графика. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.

Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления — это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки.

Глубоко осознанное восприятие детьми произведений искусства возможно только при условии умелого руководства педагога, применения им разнообразных методических приемов.

Специальные дидактические игры являются эффективным средством подготовки идей. С помощью игровых ситуаций дети учатся понимать средства выразительности. Наиболее доступны для них линия, цвет, композиция. С их помощью художник не просто изображает предметы и явления окружающего мира, но и передает свое отношение к ним, показывает их характер, настроение.

Дидактическая игра «Волшебные фигуры»

Цель: познакомить детей с главными и дополнительными цветами спектра.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветной полупрозрачной бумаги (кальки) трех основных цветов — красного, желтого, синего.
Детям предлагается рассмотреть геометрические фигуры круглой, квадратной и треугольной формы красного, синего и желтого цвета. Воспитатель уточняет форму и цвет фигур. Затем детям сообщается, что среди этих фигур «спрятались» оранжевые, зеленые и фиолетовые. Педагог предлагает их найти.
Если во время манипулирования фигурами дети не разгадают «секрета», воспитатель сам накладывает фигуру желтого цвета на синюю или красную и таким образом получает фигуру оранжевого или зеленого цвета.

Дидактическая игра «Палитра»

Цель: развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего), пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры.
Детям предлагается поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.

Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

Дидактическая игра «Палитра художника»

Цель: развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.

Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, палитры из белой плотной бумаги, книжные иллюстрации.
Детям предлагается рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры, листы бумаги с недорисованной радугой.

Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.).

Дидактическая игра «Тепло и холодно»

Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.

Материал: иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка» — для детей младшего возраста; «Снежная Королева и Герда» — для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».

Дидактическая игра «Слова и краски»

Цель: развивать чувство цвета у детей, обогащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.

Материал: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:
— Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т.д.
— Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.
— Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас какое? — Радостное, хорошее, веселое и т.д.

Дидактическая игра «Настроение»

Цель: учить детей видеть взаимосвязь между настроением и цветовой гаммой, с помощью которой можно передать это настроение.

Материал: тот же, что и в игре «Палитра».

Воспитатель предлагает детям стать в круг: «Дети, давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Но загадки не простые. Сейчас я буду показывать вам с помощью разных жестов и мимики настроение. Чтобы вам легче было отгадывать мои загадки, давайте вспомним, какое бывает настроение у людей. Если вам подарили подарок, о котором вы давно мечтали, какое у вас настроение?» Дети отвечают. Воспитатель слушает варианты ответов, сопровождая каждый соответствующими мимическими действиями. Затем детям предлагается вспомнить, когда им бывает грустно. Детские высказывания также обыгрываются с помощью жестов и мимики.

После таких упражнений воспитатель предлагает детям угадать, какое настроение он будет им сейчас показывать. Так дети учатся понимать и передавать настроение с помощью мимических действий.

Затем воспитатель напоминает, что художники умеют передавать настроение с помощью красок. Детям предлагается стать художниками, представить, какое настроение они хотели бы изобразить, и составить палитру красок к этому настроению. Завершить игру можно свободным рисованием.

Дидактическая игра «Путешествие в страну художников»

Цель: продолжать знакомить детей, цветом и композицией.

Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Страна, в которую мы сейчас попадем, рядом с нами. В ней — свой язык. И тот, кто его не знает, не поймет, о чем говорят ее жители. В этой стране живут художники. И у них есть свой язык, с помощью которого они передают свое настроение, отношение к явлениям, событиям или персонажам. Как же они это делают? С помощью цвета, линии и построения картины, или, иначе говоря, композиции. Как передавать настроение цветом, вы уже знаете, а сегодня мы с вами познакомимся с композицией. Чтобы вам легче было понять, что такое композиция, давайте поиграем».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: артистов и зрителей. Зрители занимают места в зрительном зале, а артисты вместе с воспитателем показывают им различные сценки.

Воспитатель (В.). Я — художник. И в моей волшебной стране я рисую живые картины. Сейчас я покажу вам картину, где все персонажи живут дружно, понимают друг друга.
Воспитатель предлагает детям-артистам взяться за руки и поиграть в игру «Каравай» или поводить хоровод.

В. А сейчас на моей картине вы увидите других персонажей. Дети играли вместе, но не поделили игрушку и поссорились.
Дети-артисты расходятся в разные стороны, отворачиваются друг от друга, позами и жестами показывают обиду.

В. Видите, когда я «рисую» картину, на которой люди любят друг друга, дружат, то я изображаю их рядом, вместе на одной линии или в кругу. А когда я рисую людей, которые ссорятся, то они как бы «расходятся» по всей картине, не смотрят друг на друга. Вот так художники композицией, построением персонажей на плоскости листа подчеркивают характер героев, их настроение и отношение друг к другу.

Затем детям предлагается поменяться ролями и поиграть еще раз, только зрители теперь сами, без подсказки, должны угадать, какое настроение им передают артисты.

Дидактическая игра «Шапка-невидимка»

Цель: продолжать знакомить детей с композицией, учить выделять главное и второстепенное в иллюстрации или репродукции, подвести детей к пониманию того, что в картине нет ничего лишнего и случайного.

Материал: книжная иллюстрация или репродукция картины, трафареты, вырезанные из бумаги, в тон основному фону.
Воспитатель вспоминает с детьми сказки, в которых главному герою помогали волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. Уточняется, с помощью какого предмета герой становился невидимым. Затем детям предлагается иллюстрация или репродукция картины и, заранее подготовленные трафареты. Воспитатель объясняет, что эти трафареты, как шапка-невидимка, помогут понять, что в картине главное и можно ли обойтись без какой-либо детали. Сначала дети под руководством воспитателя закрывают трафаретами нейтрального тона главных героев иллюстрации. Все вместе обсуждают, как изменился характер картины. Затем с помощью таких же трафаретов на картине закрываются мелкие, второстепенные детали. Дети видят, как меняется характер картины.

Как вариант этой игры вместо тонированных трафаретов можно использовать изображения разнообразных предметов и персонажей из других иллюстраций и сказок. Например, окружить главного героя положительными или отрицательными сказочными персонажами, заменить второстепенные детали. Кроме того, можно поменять колорит иллюстрации, используя накладные трафареты разных цветов (например, вырезать трафареты одежды главного героя и второстепенных действующих лиц из бумаги теплой и холодной цветовой гаммы).

Н. Ясева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress