Написать нам
Популярно
2   0   268

Развитие описательной речи у дошкольников

Развитие описательной речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с натюрмортом

Искусство и родной язык отыгрывают уникальную роль в становлении личности и ее самосознании. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Развитие речи и общение детей в дошкольном учреждении осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне их, не зависимо от возраста.

Монолог является для ребенка более сложным видом речевой деятельности, описание строится на основе разных видов наглядности. Наименее изученным вопросом выступает обучение детей описание натюрморта.

Натюрморт — это жанр, в котором живописец выражает свое отношение к действительности через отображение предметов, объединяемых им сначала в натуре, а затем на полотне смыслом и эстетическими связями.

Этот жанр многогранен, его основной объект — жизнь человека с простыми будничными делами и потребностями, отображенными в, например, пище, домашней утвари, элементах растительного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, инструментах труда. Живописец отображает внешний мир по-своему через форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, прозрачность, хрупкость. Одна из основных тем жанра — это любовь к природе, ее познание и освоение, восхищение ее изобилием, бесконечной красотой и разнообразием.

Также при ознакомлении детей с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, акцентирование на деталях, методы вызывания, усиления детских эмоций при помощи песенных и литературных дополнений, музыки, а также игровые приемы. Единство возможностей и способов, которые используются на занятиях в дошкольных учреждениях, обеспечивает появление у малышей заинтересованности к искусству, ощущения глубины и яркости впечатлений, эмоциональности по отношению к объекту искусства и его содержанию.

Прием моделирования используется в обучении детей старшего дошкольного возраста для развития речевых качеств.  Модель — это схема явления, которая структурирует само явление, его элементы и связи, наиболее яркие стороны и свойства объекта. Модель же связных высказываний речи — это свойства объекта при описании, взаимоотношение предметов, средства внутритекстовой связи.

Ориентирами для последовательного описания картин, предметов на них, могут выступать способы, которые отображают посредством определенной символики, основные темы и подтексты при оценке произведения искусства.

Можно предложить воспитаннику самому составить свои графические схемы для картины, иллюстрации или, наоборот, глядя на схемы, придумать рассказ. Символика помогает детям определять главные признаки содержание картины, удержать в памяти последовательность описания.

Несомненно, моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивает их речевое развитие. Расшифровывая схему-модель, ребенок проходит трудный путь дедукции и индукции. Модели-схемы помогают ему последовательно и более полно составить свое высказывание и в процессе ознакомления с произведениями искусства и их восприятия.

Природа и сила искусства таковы, что они тем сильнее воздействуют на нас, чем больше вызывают ассоциаций. Здесь важно учесть своеобразие личности каждого ребенка. Педагогу необходимо, прежде всего, самому понимать произведения искусства, задумываться над художественным воздействием картины на него самого и на ребенка. Ведь детям всегда интересно то, чем увлечен взрослый, что он преподнесет им как открытие и как поможет принять участие в процессе его исследования.

Успешное формирование связной речи у дошкольников достигается на основе специальных занятий и упражнений, чтения художественной литературы, бесед о произведениях искусства, посещения выставок, когда происходит понимание художественного образа.

В методике развития речи разработаны различные подходы к занятиям по ознакомлению детей с картинами.

При восприятии художественных произведений происходит их осмысление, после чего дошкольник рассказывает о своих ощущениях. Причем это может отображаться в разных формах: описании, повествовании, рассуждении. Таким образом происходит развитие словесного творчества, что способствует развитию связной описательной речи.

Основная задача родителей и педагогов заключается во внимательном отношении к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства (можно начать с тематики, которая более близка ребенку и найти картину по ней известного художника), вызвать желание поговорить, рассказать о нем, стимулировать интерес вопросами и собственным творчеством, бережно относиться к первым его росткам, воспитывать эстетический вкус.

Единство приемов и методов, обеспечивает формирование у дошкольников интереса к искусству. Живопись, скульптура, графика, архитектура, изделия народного прикладного творчества с ранних лет входят в сознание ребенка, если он с этим знакомиться при помощи взрослых. Виды искусства развивают мышление, эрудицию, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду.

А. Смердова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress