Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort beylikduzu escort beylikduzu escort bayan umraniye escort beylikduzu escort sisli escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort escort ankara avcılar escort avcılar escort Taksim Escort beylikdüzü escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort супровід Стамбул
1   0   442

Пальчиковые игры и гимнастика в изобразительной деятельности малышей

Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль о тренировке мелкой моторики пальцев рук, сильно влияющей на развитие мыслительных процессов и активной речи ребенка.

Речевая и мыслительная области формируются с помощью импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении раннего детства идет интенсивное развитие речи, мышления благодаря постоянному совершенствованию мелкой моторики в соответствии с сензитивными периодами, т. е. периодами, наиболее благоприятными для освоения, например, изобразительной деятельности.

Мышечная радость — основа восприятия и переработки информации об окружающем мире, поступающей с движениями, словами, музыкой.

В процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи сенсорного развития (восприятие, представление, мышление, обследование, координация, сосредоточение, внимание, воля, различение, дифференциация и др.). Ритм речи способствует формированию ритмичных, естественных ненапряженных движений. Когда же ребенок выполняет двигательное действие, сопровождаемое словами, у него вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, речевая память, необходимые малышу для восприятия объяснений взрослого.

Отобранный игровой материал содержит в своем контексте художественное слово (стихи, рифмовки, потешки, песенки и т. п.). При проведении пальчиковых и двигательно-ритмичных игр образное речевое сопровождение усиливает обратную связь, вызывает эмоциональный отклик, побуждает ребенка к общению, к совместному действию со взрослым и сверстниками.

В свободной деятельности в утренние, вечерние часы, во время прогулки позабавим наших малышей играми с пальчиками, которые будем сопровождать художественным словом. В частности, организуя общение с малышами, создадим игровую ситуацию: «Пальчики загрустили. Как им помочь?» Педагог показывает, какие у него и у детей «грустные» пальчики: стоят, не двигаются. Спрашивает у пальчиков, почему они не двигаются, не веселятся. Вариантом ответа может стать усталость всех пальчиков. Тогда на глазах у детей взрослый начинает медленно их поглаживать, приговаривая: «Вот какие вы славные, добрые, красивые, нежные, ласковые мои пальчики. И ты, самый большой, и ты, самый маленький, и ты, толстенький, и ты, братец-умелец (указательный), — все вы хороши и прекрасны. Мы вас погладим, вот так ласково и осторожно. Пальчикам братьям хорошо и приятно. Они отдохнули, повеселели и начинают играть. Вот какие они быстрые и радостные. Пальчикам хочется прыгать, скакать (имитация движений) и др.».

Детское экспериментирование, например, с песком, камешками, водой, глиной желательно сочетать с массажем и гимнастикой пальчиков. Обычное погружение пальчиков в песок сделаем сюрпризом («Где спрятались пальчики», «Пальчики-червячки», «Пальчики-жучки»). Педагог и дети «прячут» свои пальчики в песок. Можно погружать 1—2 или все пальчики одной руки, затем обеих рук. После этого создадим имитационный образ: сделаем холмик из песка, спрячем пальчики в «домик» и обратимся к нему со следующими словами: «Тук-тук. Кто в домике живет?» — «Мы, пальчики-попрыгайчики. Вот мы какие». Данный текст сопровождается действием пальчиков. Они медленно начинают «шевелиться» в песке, затем ускоряется их движение, они «появляются» из песка и начинают прыгать и скакать. Через некоторое время пальчики вновь прячутся в домик. Желательно, чтобы пальчики двигались возле холмика-домика и не разрушили его. Если домик разрушится, не беда, построим новый и продолжим игру.

Когда предложим малышу превратить пальчики в червячков или жучков, предстоит передать движение этого образа. «Вот как ползут червячки, передвигаются медленно, движутся в песке, к своим домикам ползут. А эти жучки поползли к цветочку, к бабочке и т. д. (импровизация полянки, лужайки)».

Такие игры могут применяться на подготовительном этапе и в процессе рисования. Ребенку необходимо помочь «оживить» и «разогреть» кисть и пальчики с помощью разнообразных увлекательных упражнений, что вызовет радостные эмоции, а меткое слово, фраза, стихотворная строчка, рифма подтолкнут к практическому действию. В результате у детей разовьется умение управлять мышечным напряжением, что важно для регуляции нажима пальцев и кисти руки на карандаш, кисточку и другое изобразительное средство.

Желание выполнить вместе со взрослым движения пальчиков стимулирует работу коры головного мозга, что обеспечивает успешность протекания мыслительных процессов и создает на этом фоне яркие наглядные двигательные образы (следы, капли дождя, солнце, мяч и т. д.).

Позже на этой основе начнет формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Ребенок приобретает уверенность и самостоятельность, так как появляется более четкая зрительно-моторная координация, способная к прорисовке простейших округлых форм, линий разного направления и размеров.

При первых признаках усталости в ходе занятия уместно снять нагрузку с помощью пальчиковых игр, которые не только позабавят малышей, но и станут хорошим эмоциональным всплеском, «разрядкой», вольют новые силы для дальнейшей волевой деятельности, направленной на достижение результата. Возможен переход от занятия к пальчиковым играм в свободной детской деятельности. Их можно проводить индивидуально или с 2-3 детьми в форме игры, которая поможет налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Например, пальчики Максима и Машеньки поздоровались друг с другом, им радостно, они вместе пляшут, идут по дорожке. Глазки ребят горят, ротик улыбается. Вот как весело и пальчикам, и глазкам, и ротику и т. п.

Ценным средством, развивающим щипковый захват указательным и большим пальцами, являются игры на выкладывание мелких предметов, плодов, крупных семян, крупы, гороха, фасоли, боба.

С помощью игрового приема вызовем радость и желание действовать с материалом: «Курочка клюет зернышки» (придаем пальчикам форму клюва и собираем горох, крупу и т. п.). Попробуем выложить по контуру «шарик с ниточкой», «колобка», «мячик», «дорожку», «ленточку», «кучерявые облака», «солнышко». При этом идем от простых выкладываний к более сложным. Используем прием «довыкладывания»: начатый взрослым силуэт заканчивает выкладывать ребенок. Детей 3 лет можно привлекать к видоизменению и преобразованию силуэта. Например, рядом с «ленточкой» из гороха выложить еще одну линию и получится дорожка (речка, ручеек). Вместо мячика, если добавить «лучики» из фасоли, появится солнышко, что будет способствовать раскрытию творческих возможностей и развитию моторики. Подобная пропедевтическая работа сформирует «умелость руки» и поможет координировать движение глаз и руки в процессе рисования.

Занимательными для малышей являются игры с водой, используемые не только для пальчиковых игр, гимнастики, но и для массажа. Сочетание движений и простейших приемов массажа положительно воздействуют на поверхность и кончики пальцев и кистей рук ребенка. Движение пальчиков, кистей рук в воде облекаем в образную форму: «плывет лодочка, кораблик, рыбка», «рыбка вынырнула и спряталась в воде», «камешек упал в воду», «рыбка ищет корм» и др. Можно предложить малышу опустить кисти в воду, погладить ладошкой, одним или всеми пальцами одной руки кисть другой. Забавляет ребенка похлопывание, пощипывание, постукивание кулачками по воде. Эффект усиливает появление брызг, приводящих ребенка в восторг.

Следовательно, игры с водой нужны ребенку для снижения тонуса, уменьшения напряжения пальцев и кистей рук, повышения их работоспособности, что создает основу для новых возможностей в формировании умения пользоваться карандашом, кисточкой и другими средствами изображения.

Усиливают восприятие, повышают эмоциональный тонус, обеспечивают ритм движений пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, сопровождаемая художественным словом.

Немного творчества и фантазии потребуется педагогу, чтобы вызвать у детей живой интерес к таким играм и получить максимальный результат. Постоянное использование пальчиковой гимнастики в изобразительной деятельности ускоряет сенсомоторное развитие, формирует в дальнейшем интеллектуальную сферу, расширяет творческое поле, в котором будет успешно осваиваться техника рисования.

Куксова Н.А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress