Написать нам
Популярно
2   0   358

Как помочь неговорящему ребенку

Как лечить недоразвитие речи у детейИз опыта преодоления моторной алалии

Изучение алалии как особого типа недоразвития речи имеет вековую историю. Но, вместе с тем, сегодня еще нельзя сказать, что эта патология полностью изучена, что раскрыты и описаны причины и коррекция нарушений. Более того, даже само понятие «алалия» неоднократно подвергалось трансформации и переосмыслению. Ученые продолжают вести спор по вопросам терминологии, классификации, методики коррекционного воздействия при алалии.

Сегодня большинство исследователей под алалией понимают отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи:

  • фонетико-фонематическая сторона;
  • лексико-грамматический строй.

Весь процесс становления речи при этом речевом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Алалия неоднородна по своим проявлениям и степени выраженности языкового недоразвития. Различные критерии дифференциации форм алалии позволили ученым создать несколько классификаций этого нарушения.

Значительное распространение получила топологическая (клиническая) классификация алалии. В ее основе лежит критерий учета локализации поражения головного мозга.

Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора (центра Брока).

Сенсорная алалия обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора, страдает задняя треть верхней височной извилины — центр Вернике.

Сенсомоторная алалия сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии.

Моторная алалия – медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии в ней является определение принципов и методов коррекционного воздействия. Комплексный подход к формированию речи при алалии направлен на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Коррекционная работа по преодолению моторной алалии — длительный и трудоемкий процесс. Он включает многочисленные направления и разнообразные виды работы. Вся эта деятельность необходима для достижения коррекционных, воспитательных, обучающих, развивающих целей: формирование речи, развитие интеллекта, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, формирование эмоционально-волевой сферы, развитие моторики, формирование элементарных математических представлений, активизация познавательных процессов и многое другое. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения системы языка.

Коррекционная работа по преодолению моторной алалии направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности:

  • формируется мотив;
  • формируется коммуникативное намерение;
  • осуществляется внутреннее программирование высказывания;
  • выполняется его лексическая разверстка;
  • происходит отбор лексико-грамматических средств;
  • реализуется грамматическое структурирование.

Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием различных ситуаций.

Наиболее важным и эффективным направлением в работе по преодолению алалии, особенно на начальном этапе, является развитие произвольных действий совмещенных с речью.

Из данных научно-методической литературы известно: «ранее всего начинает функционировать двигательный анализатор и его кора, организующая активное движение. Эта область наиболее отчетливо дифференцируется уже к рождению. К 1 году достигает высокого развития, а между 2 и 4 годами приобретает структуру, сходную со структурой ее у взрослого человека».

Жизнь человека подчинена ритму жизни планеты: смена времен года, частей суток. Жизнедеятельность организма подчинена ритму биения сердца и выброса нервных импульсов. Поэтому коррекционная работа базируется на развитии чувства ритма, умении управлять ритмическим рисунком, подстраиваться под ритм чужой речи, формировать свою речь на основе ритма. Наиболее приемлемой для детей формой овладения ритмом являются детские стихи и песни, так как у детей велико чисто мышечное ощущение стиха.

Применительно к детям страдающими моторной алалией наиболее эффективными оказались упражнения по синхронизации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого. Используя уже имеющиеся в литературе и разработав разнообразные виды игровых заданий, была создана методика коррекции речи при моторной алалии.

Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Читать материал полностью


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress